Долгие годы транспортная политика штата Техас сводилась к одной простой формуле: больше дорог — лучше транспорт. Транспортный бюджет штата свёрстан так, что его большая часть выделяется на строительство, расширение и содержание дорог, а всем остальным видам транспорта остаются крохи. Как результат — увековечение модели развития, при которой поощряется расползание городов, что в свою очередь ставит экономику и жителей в зависимость от автомобилей по малейшему поводу.
Эстакада платного отрезка шоссе 35 рядом с Остином, столицей Техаса
Однако в прошлую среду, выступая в Сан-Антонио, губернатор Грег Эбботт сообщил, что положение дел может измениться.
«Самое главное, что меняются то, как живут и перемещаются люди», — сказал Эбботт. «Как результат — нынешние дороги, которые строятся при [Председателе транспортной комиссии Техаса] Брюсе Багге, — это последнее крупное строительство дорог в Техасе, и это при том, что Техас — самый быстроразвивающийся штат Америки».
Это высказывание весьма примечательно, если не сказать — шокирует, учитывая, как сильно до этого влияли крупные дороги на транспортную политику штата. Также в своей речи Эбботт упомянул, что одна из причин, почему Техас не будет строить новые дороги — потому что новые поколения будут стремиться в города и более плотные места штата, где они не будут так сильно зависеть от автомобилей.
Для городских активистов, давно протестовавших против догматичной настойчивости в финансировании транспортных проектов, которые поощряют расползание городов, такие высказывания губернатора дают надежду, что правительство штата наконец осознало реальность: такой рост недолговечен по своей сути. С точки зрения окружающей среды, экономики, общества и политики, будущий успех Техаса зависит от стимулирования мультимодальности.
Вид на шоссе 635 в районе развязки High Five, Даллас
Но Техас не был бы Техасом, если бы всё было так гладко.
Но губернатор Эбботт не решился провозгласить революцию мобильности. На вопрос, что может помочь дорогам штата, помимо дополнительной плотности, он ответил традиционными заблуждениями, которые отмечены экспертами как неэффективные — помочь Техасу якобы должны летающие машины и совместные поездки. Эбботт не планирует увеличивать расходы на общественный транспорт — на его взгляд, это дело местных властей.
Но, как бы то ни было, слова губернатора приободряют. Как минимум, завязалась дискуссия про магистрали, инфраструктуру, развитие, безопасность и мобильность — и старые мнения о транспорте уже не в моде, даже в Техасе. И это не первый знак, что правительство штата начало думать о дорогах по-другому: в конце прошлого года оно задумалось о том, как снизить смертность на дорогах. С 2010 по 2018 год Техас стал самым смертоносным штатом США по числу погибших на дорогах.
Остановка автобуса транспортной системы Capital Metro в Остине
Отказ от строительства магистралей — это ещё и удар по застройщикам, которые заранее скупили землю вдалеке от центров техасских городов в надежде на бесконечное продление хайвеев. Теперь им придётся жить с тем, что дороги в их земли не придут — и они могут выразить свой протест губернатору, ведь это означает от существовавшей более 70 лет схемы, когда прибыль генерировалась прямо на кукурузных полях.
Понадобится политическая воля, а не просто обещание летающих автомобилей, чтобы отстоять отказ от строительства магистралей.
Оригинал. Перевод Михаила Чижова.