Как беспилотные автомобили могут изменить наши города

March 8, 2016

Переход к «обществу пассажиров» вернет зелень на мостовые и изменит общественные территории.

Ряд беспилотных Google-автомобилей Lexus на презентации у Музея истории компьютеров в Маунтин-Вью, Калифорния. Фото: «АП» / Lee Jin-man (Источник)

За последние несколько лет беспилотные автомобили перестали быть далекой футуристической мечтой и стали почти реальностью. Производители автомобилей и технологические компании соревнуются в разработке машин, способных самостоятельно ездить по нашим дорогам; Google недавно заявил, что его беспилотные автомобили в сумме пробегают три миллиона миль ежедневно. Конечно, это заявление сопровождается множеством оговорок: чтобы окончательно внедрить автономные транспортные средства, необходимо устранить технологические и правовые препятствия. И, разумеется, беспилотные автомобили пока не продаются в автосалонах. Но огромные инвестиции и потенциальный размер рынка (Boston Consulting Group оценивает его в $42 млрд) свидетельствуют о том, что в том или ином виде такие автомобили вот-вот появятся.

Это не только повлияет на наши ежедневные поездки, но и, возможно, до неузнаваемости изменит облик наших городов. Автомобили — их размер, доступность и воздействие на окружающую среду — за последний век стали важным фактором в градостроительстве и городском планировании. Мир, в котором превалируют беспилотные автомобили и в котором совместное владение машиной является нормой, дает возможность переосмыслить подход к проектированию городской среды. Curbed поговорил с пятью экспертами в области транспорта и урбанистики и попросил их поразмышлять о том, как технологии будущего изменят наши города.

Как могла бы выглядеть 19-я улица Сан-Франциско: благодаря эффективности беспилотных транспортных средств, автомобилей становится меньше: появляется пространство для велодорожек и зеленых насаждений. Иллюстрация: Gerry Tierney, Perkins + Will (Источник)

Прощайте, парковки

Ален Корнхаузер, профессор Принстонского университета: «В первую очередь это коснется парковок. Они будут не нужны — по крайней мере, точно не там, где они есть сейчас. Парковки у зданий, где люди проводят время, останутся в прошлом. Если я иду на футбол, моя машина не должна стоять у стадиона. Если я в офисе, ей не нужно ждать меня рядом с ним. Торговым центрам с морем парковочных мест пришел конец».

Доктор Кэра Кокельман, Техасский университет в Остине: «Это зависит от того, сколько людей откажутся от владения собственным автомобилем. Я думаю, у нас отпадет потребность в 50% парковочных мест. А если откажутся все, мы сможем избавиться от 7 из 8 машин и будет достаточно одной восьмой части всех автомобильных стоянок».

Карло Ротти, директор лаборатории Senseable City («Разумный город») в Массачусетском технологическом институте: «Среднестатистический автомобиль в США простаивает на парковке ошеломляющие 95% времени. Каршеринг [краткосрочная аренда автомобиля] уже снижает потребность в парковочном пространстве: согласно исследованиям, каждый каршеринговый автомобиль избавляет улицу от 10–30 личных автомобилей. Беспилотные транспортные средства только усилят эту тенденцию и окажут существенное влияние на городскую жизнь, потому что они будут способствовать стиранию границ между личным и общественным транспортом. „Ваш“ автомобиль подвозит вас до работы, и затем, вместо того, чтобы простаивать на парковке, он подвезет кого-нибудь из вашей семьи, вашего района, Интернет-сообщества или города».

Ален Корнхаузер: «На Мичиган-авеню в Чикаго много всего интересного. Но стоит пройти полквартала в сторону — и там сплошь парковка. Квартал за Мичиган-авеню — попросту одна большая парковка для тех, кто приезжает на Мичиган-авеню. С беспилотными авто она будет не нужна, поэтому однажды эта территория откроется для нас. А ведь есть очень много вариантов использования такого пространства: нам понадобятся творческие люди, которые займутся его преобразованием».

Герри Тирни, старший архитектор фирмы Perkins + Will:«Характерной чертой беспилотных автомобилей является то, что они позволяют развить модель совместного владения. Мы проводили исследование для общественной урбанистической организации в Сан-Франциско SPUR и выяснили, что беспилотные транспортные средства могут сократить трафик в 4 раза. Давайте отнесемся к этому скептично и скажем, что трафик сократится в 2 раза. В таком случае мы бы смогли освободить в Сан-Франциско пространство, размером на четверть превышающее площадь парка „Золотые Ворота“. Это очень много».

Карло Ротти: «С архитектурной точки зрения, город будущего не будет кардинально отличаться от сегодняшнего — как древний Рим не сильно отличается от городов, в которых мы живет сейчас. Изменится то, как мы существуем в городе, особенно в плане путешествий».

Герри Тирни: «В такой среде не нужно будет парковать автомобиль — он будет парковаться самостоятельно — и можно будет переосмыслить использование пространства между фасадами зданий. Доминантой станет пешеход, а автомобили будут играть вспомогательную роль. Мы бы стали свидетелями увеличения общественных пространств, ширины тротуаров и велодорожек и пространства для альтернативных способов передвижения».

San Francisco Trolley Ride - 1906 from mead video on Vimeo.

Герри Тирни: «Я приводил этот пример ранее: вот видео, снятое в Сан-Франциско на Маркет-стрит в 1906 году, накануне землетрясения. Кто-то поставил камеру на автомобиль, движущийся кпаромному терминалу Ферри-билдинг. Обычно это видео смотрят из интереса к архитектуре. Но на самом деле оно демонстрирует, как жители города взаимодействовали с городской средой до наступления эпохи автомобилей. Фильм показывает людей, лавирующих между лошадьми, каретами и канатными трамваями. Видно несколько автомобилей, но они петляют, как вагончики в аттракционе Mr. Toad's Wild Ride („Дикая дорога мистера Джабса“). Полезно посмотреть на людей, еще не приученных ходить, прижавшись к фасадам зданий. Они просто используют пространство, как им хочется. Именно так люди воспринимали город сто лет назад и ранее. Лишь недавно нас надрессировали послушно ходить по узким тротуарам, ожидая, пока красный человечек на светофоре сменится зеленым, позволяя нам перейти дорогу. Будущие перемены вернут нас к прежнему способу использования пространства между зданиями, открытого длялюдей. Отчасти это возвращение „назад в будущее“, и это меня очень радует».

А что с общественным транспортом?

Пол Льюис, вице-президент по вопросам политики исследовательского центра Eno Center for Transportation: «Я думаю, это во многом может поспособствовать развитию общественного транспорта. Первыми покупателями могут стать владельцы автопарков или транспортных компаний. Если использование автобусов без водителей окажется выгодным, можно будет сократить издержки и пустить больше автобусов на дороги. Транспортная система очень плотная, городские районы не могут существовать без общественного транспорта или автомобилей, способных перевозить дюжины и сотни других автомобилей. На дорогах не хватит места всем, если у каждого будет личный автомобиль».

Ален Корнхаузер: «В Нью-Джерси я рассчитал: если у людей появится возможность добираться до станции Принстон или другой железнодорожной станции, не беспокоясь о том, где оставить машину, пассажиропоток на железной дороге Нью-Джерси увеличится в пять раз. Поезда придется отправлять не каждые 30 минут, а каждые 5 минут».

Доктор Кэра Кокельман: «Одна из причин, почему люди не ездят на велосипедах, — это страх перед машинами. Если люди станут пользоваться разными видами транспорта, понадобятся и общие велосипеды».

Исследователь Сеульского национального университета показывает приложение беспилотного автомобиля. Фото: «АП» / Lee Jin-man (Источник)

Время подумать о равенстве

Герри Тирни: «Мы должны задуматься о непредвиденных последствиях. Где будут находиться гаражи для этих автомобилей? Нельзя допустить, чтобы все они располагались в бедных кварталах. Богатые будут жить в идиллических районах, а бедные районы будут осаждаться беспилотными автомобилями, как роем мух. Мы должны проявить сознательность и не допустить этого. Сейчас об этом дивном новом мире говорят двадцати- и тридцатилетние люди, имеющие доступ в Интернет. Они вызывают Uber, в то время как уборщица за углом на остановке ждет автобуса, который никак не приходит. Нельзя допустить этого. Если мы создаем самостоятельную, децентрализованную транспортную систему, мы должны убедиться, что все имеют к ней равный доступ, мы должны заложить в нее принцип общественного равенства».

Города станут теснее или просторнее?

Ален Корнхаузер: «Что произойдет с Левиттаунами? На мой взгляд, если посмотреть на показатели плотности застройки в популярных районах можно заключить, что мы вернемся к модели 20-х годов — к ленточной застройке. Дома при этом не обязательно должны быть высотными, как в Пекине».

Пол Льюис: «Если ваша политика направлена на увеличение числа домов, в которых проживает одна семья и если люди могут себе это позволить, то именно такой результат вы и получите. Это вопрос того, как мы формируем свою политику».

Герри Тирни: «Одни говорят, что с помощью этой технологии люди смогут перемещаться по всей области залива Сан-Франциско. Другие утверждают, что большинство людей будут жить в пригородах. В целом, люди склонны жить там, где им нравится. Я думаю, что мы имеем дело с ситуацией, когда люди хотят жить в городах и не зависеть от инфраструктуры — автономной или нет. Не имеет значения, сколько шума наделает эта технология. Я думаю, многие люди захотят жить в окрестностях центра города по самым разным причинам, которые не сводятся к транспорту».

Доктор Кэра Кокельман: «В случае с городами, штатами и регионами, большие опасения вызывает избыточное число поездок. Я думаю, будут правила, регулирующие отправку пустого автомобиля или то, сколько пустых авто может отправить оператор автопарка. При моделировании движения в Остине мы постоянно наблюдаем, что в 8% случаях беспилотные автомобили едут без пассажиров. Если автомобили будут общими, „пустой“ пробег сократится. Вызывает опасение и то, что люди почувствуют, что могут ездить на машинах больше и дальше. Я считаю, нам нужна будет модель ценообразования, основанная на данных о трафике».

Пол Льюис: «Мы забываем о том, что до момента, когда автомобиль сможет сам довезти нас из точки А в точку Б, еще очень далеко. В ближайшем будущем машины смогут ездить самостоятельно только в особых условиях, на шоссе и скоростных автострадах. Беспилотные автомобили уже начинают использовать систему помощи движения по полосе и адаптивный круиз-контроль. Если ежедневная поездка на работу станет доступнее, число людей, которые захотят отправиться на работу на автомобиле, возрастет и понадобится больше парковочных мест».

Оригинал

Перевел с английского Тагир Нурахметов

Редактор текста — Варя Михайлова

Если вам понравилась статья, мы переведём ещё


Сбор регулярных пожертвований в Казань
Собрано 500 из 10 000 рублей

Еще статьи на эту тему