Как мэр Парижа Анн Идальго видит город будущего без автомобилей

March 8, 2019

Ещё в 2016 году магистраль на набережной Помпиду была полна машин. Теперь их там нет вовсе. На месте бывшей магистрали — пешеходная набережная с детскими площадками и кафе.

Это один из примеров того, как город потихоньку отказывается от автомобилей под руководством мэра, называющей владение автомобилями архаичным.

В интервью Fast Company мэр Парижа Анн Идальго заявила: «Серьёзные вызовы, такие как загрязнение воздуха, требуют беспрецедентных действий. Наша политика вызвана необходимостью срочно бороться с кризисами в охране здоровья и окружающей среды».

Список изменений огромен (о многих из них мы писали — прим. пер.) — это и новые велодорожки, длина которых должна увеличиться до 1400 километров к 2020 году, и перепроектирование главных площадей города в пользу пешеходов, и ограничение использования старых дизельных машин (к 2025 году они вообще окажутся под запретом). Конечная цель — решить проблему загрязнения в городе.

Картинки по запросу anne hidalgoАнн Идальго. Фото: Julien Mattia / Le Pictorium / Maxppp

От загрязнения воздуха во Франции погибает 48 000 человек в год — оно вызывает рак лёгких, инсульт и сердечные заболевания. Проживание в крупном городе вроде Парижа может сократить продолжительность жизни на 15 месяцев. Загрязнение от транспорта составляет большую часть выбросов в городе, и изменение способов передвижения — то, как город может помочь в борьбе с изменением климата.

«Больше половины мирового населения живёт в городах, и к 2050 году эта цифра достигнет 70%», — заявляет Идальго. «Города — источник 70% выбросов углекислого газа. Также города — место, где наступает будущее. Поэтому мэры городов обязаны продвигать инновации и действовать. Они на передовой, особенно когда речь идёт о самой большой угрозе — изменениях климата».

Пока правительства стран не так быстро изменяют политику относительно климата, города предлагают решения, связанные с транспортом: за счёт городского планирования или влияя на закупки, но не только — ещё оказывая давление на автопроизводителей. В декабре 2016 года Идальго и другие мэры из глобального сообщества городов C40 приняли обязательство по борьбе с изменениями климата, запустив петицию к автопроизводителям, призывая их к скорейшему переходу на электрические, водородные и гибридные технологии.

Картинки по запросу Women4Climate

Идальго, избравшаяся на пост главы C40 в 2016 году, также запустила проект Women4Climate (женщины за климат), который должен представить женщин-лидеров в борьбе с изменениями климата, рассмотреть, как женщины несоразмерно находятся под влиянием изменения климата, а также придать сил молодым лидерам, чтобы те «продолжали борьбу». В марте 2017 года в Нью-Йорке прошла конференция, созванная Идальго. которая стала одним из нескольких собраний, на которых мэры могли обсудить совместные действия в городской политике, направленные на ограничение глобаного повышения температуры.

«Переход на чистую энергию идёт во многом благодаря городам по всему миру от Парижа до Боготы и от Токио до Мехико», — считает Идальго. «В отличие от правительств или частных компаний, у градоначальников есть возможность управлять общественным транспортом: масштабно внедрять электротранспорт, делать велодорожки, ограничивать число автомобилей различными стимулами и налогами и проводить политику, которая поощряет чистый транспорт».

В Париже переход к устойчивому транспорту начался ещё до Идальго — вслед за автомобилизацией города в 60-е–70-е годы. Магистрали вдоль Сены были построены в 1967, после того как Жорж Помпиду, бывший премьер-министр и президент Франции, выступил в поддержку хайвея (названного в его честь) и прочей инфраструктуры для автомобилей. «Французы любят свои машины», — заявил он тогда. Но в XXI веке всё изменилось.

Бертран Деланоэ, мэр Парижа с 2002 по 2014 год, ввёл обширную систему велопроката в 2007 году. В 2011 запустился электрокаршеринг Autolib. Деланоэ закрыл для автомобилей левый берег Сены в 2013 году и запустил процесс снижения скоростного режима в городе. Это снизило автомобильный трафик на 30% за 15 лет. Идальго, первая женщина, избранная на пост мэра Парижа в 2014 году, продолжает начатое, — и, возможно, даже в ещё более агрессивной форме.

Когда она объявила о закрытии хайвея Помпиду для машин, некоторые автомобилисты начали жаловаться, что будут дольше добираться до работы и увеличат число пробок (и уровень загрязнения) где-то ещё. Местная газета изучила, как изменились потоки трафика, и пришла к выводу, что на других улицах он увеличился. Но власти города уверены, что негативный эффект — временный, и общее число машин на дорогах уменьшится, когда люди перейдут на альтернативные виды транспорта.

Идальго утверждает, что не пытается сагитировать парижан в поддержку изменений. «Маркетинг — не мой способ заниматься политикой», — заявляет она. «Вместо того, чтобы тратить время и силы, пытаясь убедить людей рекламной кампанией, я делаю реальные дела, которые говорят сами за себя и приносят пользу парижанам. Как мэр Парижа, я горжусь своими усилиями для народа».

По её мнению, люди переубедятся, когда прочувствуют все изменения. «Раз в месяц мы закрываем Елисейские поля для машин. Когда вы идёте в толпе парижан и туристов, наслаждающихся этим местом, у вас отпадают все сомнения, что пешеходизация приносит пользу всем, делая Париж чище, безопасней и красивее».

Картинки по запросу paris carfree

И, кажется, Идальго права: избиратели видят изменения в сфере транспорта. Ей помогает тот факт, что в границах города, где живёт её электорат, большинство может без проблем воспользоваться метро, дойти пешком или иным способом добраться до нужного места, не используя автомобиль. Больше всего оказывается влияние на пассажиров метро — власти Парижа работают над планами расширения сети, включая строительство новых линий. Идальго, будучи членом Социалистической партии Франции, проводила кампании в поддержку окружающей среды, обещая запуск городской программы электрокаршеринга и других альтернативных видов транспорта.

«Мэра избрали ради положительных изменений в городской мобильности, а это подразумевает уменьшение пространства для автомобилей в пользу других видов транспорта», — считает Лорелай Лимузин из отдела по транспорту и климату французского подразделения НКО Climate Action Network. «Важно отметить, что это связано с тем, как проголосовали парижане. А если посмотреть на результаты опросов о пешеходизации набережных, то большинство это поддерживает».

Изменения, хоть они и радикальные, пока находятся на ранней стадии. Например, сеть велодорожек только в процессе строительства.

Картинки по запросу pedestrian

«Мэр запустила большую амбициозную программу по велосипедизации, но пока реализовано не очень много», — говорит Лимузин. «Надо делать больше». Когда всё будет построено, по её словам, на всю транспортную систему будет оказано последовательное воздействие: некоторые пересядут на велосипед из переполненного метро, что освободит место в общественном транспорте для тех, кто всё ещё водит машину.

В отчёте, подготовленном по заказу города, рассматривается, как ещё должна измениться транспортная система Парижа (и всё остальное), чтобы достичь нулевых выбросов к 2050 году. Число автомобилей сократится вдвое, отчасти благодаря каршерингу. К 2038 году, по расчётам, каждые выходные город будет свободен от автомобилей. Поскольку поездки на работу — крупный источник выбросов, больше компаний позволят своим сотрудникам работать из дома или коворкинга на районе. Каждое транспортное средство будет экологически чистым.

«Сомневаюсь, что когда-либо мы придём к городу без автомобилей, но мы должны освободить город от загрязняющего его транспорта», — говорит Идальго. «Поэтому мы каждый день работаем над созданием зелёного города, готового к будущему».


Оригинал. Перевод Михаила Чижова. Поддержите редакцию:

Сбор регулярных пожертвований в Казань
Собрано 500 из 10 000 рублей

Еще статьи на эту тему