Лондонский мэр Борис Джонсон хочет сделать улицы на окраинах такими же удобными и безопасными, как в Голландии. Как ни странно, не всем жителям эти планы пришлись по душе.
Постеры призывают жителей воспротивиться реконструкции района
По улице Грин-лейнс в лондонском районе Энфилд мчатся машины. Пешеходы робоко топчутся на перекрестке, ожидая возможности перейти дорогу. Какой-то парень на велосипеде маневрирует, стараясь не угодить под колеса грузовика. Нет никаких сомнений в том, кто здесь хозяин. Как и в том, что пока Грин-лейнс, как и многие другие радиальные улицы Лондона, не самое приятное место на свете.
Возможно, скоро это изменится. Лондонский транспортный департамент готов выделить 30 млн. фунтов на реконструкцию Энфилда в рамках проекта «Мини-Голландий». Проект предполагает появление по обе стороны дороги выделенных велодорожек, шесть новых «зебр» для пешеходов, создание общественного пространства, посадку деревьев и обустройство клумб. Звучит здорово, не так ли? Тем не менее, далеко не все местные жители ряды грядущим переменам. Хозяева кафе, парикмахерских, мебельных магазинов, похоронной конторы и даже одного из веломагазинов выступают против проекта. Повсюду видны плакаты. «Давайте разрушим местный бизнес и местное сообщество — все ради велосипедного хайвея в никуда», — гласит один из них. “Острожно, велосипеды!» — предупреждает другой.
Чёрч-стрит в Энфилде — нынешнее состояние и проект реконструкции
Ситуация не то чтобы новая — во многих городах мира, где власти сокращают автомобильное пространство в пользу пешеходов и велосипедистов, предприниматели боятся, не повредят ли эти нововведения из бизнесу. В то же время, есть множество данных, говорящих о том, что эти опасения беспочвенны, и все как раз наоборот — появление велодорожек и общественных пространств поднимает продажи.
Конфликт в Энфилде имеет долгую предысторию. В 2012 году, когда нынешний мэр Лондона Борис Джонсон баллотировался на второй срок, избиратели вручили ему петицию, под которой стояло 40 тыс. подписей, с требованием сделать город более безопасным для велосипедистов, организовав выделенные велодорожки по образу и подобию тех, что существуют в Голландии. Вскоре после победы на выборах Джонсон выступил с проектом «Мини-Голландий», предполагавших велосипедизацию окраинных районов города. В среднем для поездок на работу велосипед использует 2.5% лондонцев. Однако распределяются они неравномерно. Лидирует район Хакни с 9% велосипедистов, а в том же Энфилде их всего 0.9%. Заявку на участие в проекте направили 20 районов, из них отобрали 9, Энфилд попал в пилотную тройку.
Однако теперь страница писем в районной газете пестрит сообщениями от встревоженных жителей: “Каким образом люди с ограниченными возможностями смогут попасть в магазин или к врачу. Прикажете им ездить на велосипеде?» Одна из местных общественных организаций назвала проект «демонстративно идиотским» и заявила, что выиграют от него только велосипедисты, которых в районе меньше процента. Другая подобная структура разослала жителям письма с предупреждением, что власти намерены уничтожить все островки безопасности для пешеходов на Грин-лейнс, хотя в реальности дело обстоит несколько иначе: шесть островков переделают в полноценные зебры, один или два передвинут, а все остальные останутся в неприкосновенности.
Предпринимателей, волнует сокращение парковочных мест. Власти действительно намерены сократить 24 машиноместа из имеющихся сейчас 109, но в то же время чуть в стороне от торговой улицы появится новая парковка, рассчитанная на 91 автомобиль. То есть, в районе появится 67 дополнительных парковочных мест.
«Создавая проблемы с парковкой, власти ставят под удар местную торговлю, — говорит Элен Осман, местная активистка и одна из ярых противниц проекта. — Всем известно, что эти магазины напрямую зависят от парковки. Нет парковки — нет покупателей». Еще один аргумент Осман — женщины. «Торговля зависит от женщин-покупательниц. А велодорожки — это для мужчин. Женщины не велосипеде не ездят — у них на это нет ни времени, ни желания».
Такой может стать одна их площадей Энфилда — здесь появятся клубмы и деревья
Однако замеры покупательской активности в городах США, Европы и Австралии, показывают, что после появления велодорожек продажи или растут, или как минимум остаются на прежнем уровне. В Нью-Йорке, где проводили опрос по поводу новых выделенных велодорожек на Первой и Второй авеню, 77% респондентов высказались о них с одобрением. Выяснилось также, что 95% клиентов местного общепита и магазинов добираются туда не не машине. В Портленде подсчитали, что люди не велосипедах тратят на продукты и общепит больше денег, чем автомобилисты. Аналогично обстоят дела в Сан-Франциско, где исследователи, изучавшие потребительское поведение в зависимости от транспорта, пришли к выводу: «Предположение о том, что люди, склонные тратить деньги на развлечение и удовольствие, передвигаются преимущественно на машине, не получает фактического подтверждения».
Бизнесмены вообще склонны преувеличивать важность машин. Исследование на двух торговых улицах Дублина показало, что местные предприниматели переоценивали число клиентов на машинах и недооценивали количество тех, кто приезжает к ним на велосипеде и их траты. Аналогично обстоят дела в Бристоле: торговцы считают, что 41% покупателей приезжают машине и только 6% на велосипеде, а в реальности же — 22% и 10% соответственно.
В лондонском районе Уолтэм Форесте, который тоже будут реконструировать в рамках проекта «Мини-Голландий», предприниматели, держащие бизнес на Форест-роад считают, что 50% клиентов ездят на машине, 37% ходят пешком, 21% пользуется общественным транспортом и 8% перемещается на велосипеде. Реальность выглядит иначе: 68% покупателей в этом районе ходят пешком, 49% ездят на ОТ, 39% на машине и 28% на машине.
Но для Элен Осман не это не аргумент. «Мы тут не в Нью-Йорке живем, где кругом молодежь на велосипедах. Это — Северный Лондон. Не надо нас сравнивать ни с Бристолем, ни с Кембриджем или Брайтоном, здесь все иначе».
Рейчел Олдред, социолог и специалист по транспорту из Университета Вестминстера, говорит, что «перемены — это всегда вызов. Тревоги людей понятны. Предприниматели всегда думают, что клиенты приезжают на машинах и и требуют больше парковок, но на самом деле это не так». Есть также свидетельства, что там, где появляются выделенные велодорожки, женщины и пожилые люди смелей садятся на велосипед. В Голландии среди велосипедистов поровну мужчин и женщин, и велика доля людей 60-70 лет. “Многие из новоявленных велосипедистов раньше перемещались пешком, так что благодаря велодорожкам бизнес получает новых клиентов», — считает Олдред.
Эндрю Джиллиган, уполномоченный по развитию велоинфрастуктуры в правительстве Бориса Джонсона, говорит, что департамент транспорта и местные жители попытались прийти к консенсусу, но есть группа людей, которые будут протестовать до последнего. «Каждый раз, когда появляется такой проект, приходят люди и говорят, что он разрушит торговлю, но это не так — он будет стимулирвоать торголю. Город становится лучше и удобней для пешеходов. Будет больше деревьев, появятся даже новые парковочные места… Неужели кто-то правда думает, что эти улицы находятся в идеальном состоянии? Что их нельзя сделать лучше? Да, велосипедисты тоже выиграют, но не только они — не надо терять чувство реальности. Если жителям Энфилда не нужны эти деньги, что же — мы найдем тех, кому они нужны. Желающих хватает. Будет очень обидно, что проект стоимостью 30 миллионов фунтов сорвется из-за надуманных проблем.”
Консультации по проекту «Мини-Голландий» закончились в конце прошлой недели. Получит Энфилд 30 млн. или нет — станет ясно со дня на день.
Перевёла с английского Анастасия Ромашкевич