Личные автомобили увеличивают уровень шумового загрязнения и загрязнения воздуха, способствуют изменениям климата и занимают пространство, которое можно было бы использовать для отдыха и активных способов передвижения. Автомобили несут дополнительную угрозу безопасности: смерти в ДТП — одна из ведущих причин смертности в мире. Однако высокий уровень зависимости от машин затрудняет процесс снижения автомобилевладения. Считается, что люди с большей долей вероятности откажутся от автомобиля, если узнают полную сумму затрат на него: её практически всегда недооценивают. В недавней статье в журнале Nature Sustainability учёные из MIT выяснили, что люди ценят владение автомобилями выше, чем те на самом деле стоят, и предполагают, что снижению уровня автомобилизации мешает переоценённость автомобилей, а не заниженная оценка затрат.
Разница между оценочной и реальной стоимостью владения автомобилем. Распределение ответов респондентов. Сверху «Переоценка», посередине «Реальная стоимость», внизу — «Недооценка»
В последние годы во многих городах пробуют различные решения по снижению автомобилевладения и автомобилепользования. Это, например, развитие инфраструктуры для всех остальных видов транспорта или просто ограничение движения автомобилей. Однако процесс идёт очень медленно: уровень владения автомобилями остаётся высоким в развитых странах и продолжает расти в развивающихся. Считается, что технологическое развитие решит связанные с автомобилями проблемы. Но многие люди или не хотят, или не по какой-то причине не могут перейти на современные альтернативные решения. Кроме того, выгода для окружающей среды от электромобилей компенсируется производством более крупных и тяжёлых автомобилей.
Учёные смогли в цифрах выянсить ценность как владения, так и пользования автомобилем. Для этого они представили участникам исследования несколько гипотетических сценариев. В одном надо было выбрать между сохранением своей основной машины или получением некой (последовательно изменённой) суммы денег. Во втором сценарии людям взамен автомобиля помимо компенсационных денег предлагали бесплатный сервис поездок с попутчиками. Различия между двумя сценариями позволили учёным выделить ценность именно использования автомобиля. Выяснилось, что в среднем плюсы от владения и использования личного автомобиля перевешивали затраты. Что важно, более половины ценности владения автомобилем не связано с его использованием — здесь играют роль гибкость, приватность и некий социальный статус.
Исследование проводилось во время пандемии коронавируса. Половину участников попросили отвечать на вопросы, исходя из экстренной ситуации, а другую половину — из «обычной». Ценность владения автомобилем во время пандемии увеличилась, вероятно, из-за желания избежать общественного транспорта. Многим кажется, что риск заразиться там выше (хотя были исследования, что это не так). Кроме того, люди, которые сообщили что редко пользуются автомобилями, а также живут вне города, больше ценят владение автомобилем — это можно связать с повышенной зависимостью от машины.
Учёные также провели интересный эксперимент — сравнили ценность автомобиля с другими товарами. У респондентов узнали, что бы они предпочли: нечто связанное с мобильностью (личный автомобиль или велосипед), нечто не связанное с мобильностью (смартфон, телевизор) или некоторую сумму денег. Лишь унитаз у себя дома обошёл по ценности автомобиль. Возможность пользоваться техникой или встречаться вживую с друзьями оказалась менее ценна, чем ездить на своей машине (что оценили в почти 17 тысяч долларов — 1,25 миллиона рублей). Возможность ездить на велосипеде, пользоваться такси или каршерингом оценивается значительно ниже: меньше 50 долларов (3680 ₽).
Исследование проводилось в четырёх агломерациях США, и в дальнейшем было бы интересно провести аналогичные в других регионах, где отличается автомобильная культура и иное отношение к общественному транспорту — например, в Северной Европе или Южной Азии. А сравнение ценности автомобиля в городах, где развит общественный транспорт или велоинфраструктура, позволит измерить пока малоизученный концепт «культуры мобильности».
Важный вывод, к которому приходят учёные, — чтобы снизить уровень автомобилизации и перейти к более экологичным видам транспорта, нужны гораздо большие вложения. Благодаря введённым во время пандемии в некоторых городах мерам, новым велодорожкам и зонам без автомобилей, количество велосипедистов увеличилось. Это показывает, что преобразование городов возможно и несёт положительный эффект. Однако во многом изменения произошли за счёт общественного транспорта, а не автомобилей. Чтобы преодолеть символическую ценность обладания автомобилем, недостаточно просто предоставить альтернативный способ перемещения. Для этого рабочие места и возможность социализироваться должны стать легко доступными без автомобиля. Более того, сам городской ландшафт должен поощрять социальное взаимодействие и «активные» виды транспорта, чтобы не было необходимости отгораживаться от других людей в автомобилях, которые постоянно увеличиваются в размерах.
Исследование американских учёных показало, насколько тяжело городам снижать уровень автомобилизации. Их подход можно использовать для сравнения разных культур, а также чтобы отслеживать снижение зависимости от автомобилей — он позволяет измерить уменьшение ценности владения и пользования автомобилем.