На днях президент США Джо Байден представил план по развитию инфраструктуры. Более двух триллионов долларов планируется потратить не только на строительство и ремонт развязок и магистралей. Выполняя предвыборные обещания, Байден борется с изменениями климата.
Более чем триллион долларов за 8 лет планируется потратить на совершенно разные инициативы, направленные на снижение выбросов парниковых газов — от развития общественного транспорта до исследований в области экологически чистой энергетики. Только эта статья расходов больше, чем все расходы Обамы на выход из Великой рецессии конца нулевых. Впрочем, некоторые демократы и экоактивисты считают, что даже этого недостаточно и призывают тратить в этом направлении ещё больше.
Впрочем, и нынешний план — это серьёзный прорыв. Политолог из Калифорнийского университета Ли Стоукс заявила, что «мы впервые увидим какую-то цельную экологическую программу, принятую Конгрессом».
Транспортный сектор стал главным источником выбросов углерода в США. Чтобы исправить ситуацию, предложение Байдена ускорит переход на электромобили: штатам и частным компаниям выделят средства на строительство 500 тысяч зарядных станций. Кроме этого, 85 миллиардов долларов выделят на закупку новых и ремонт старых автобусов, трамваев и других видов общественного транспорта. Именно предложение альтернативы может помочь освободить улицы от загрязняющих воздух автомобилей. Впрочем, некоторые средства выделят и на содержание улиц и магистралей.
Права человека важнее магистрали
Одновременно в Техасе становятся отчётливо видны транспортные идеи нового руководства США. Министерство транспорта приостановило проект расширения магистрали в Хьюстоне — его реализация могла бы негативно отразиться в основном на проживающих в городе меньшинствах, прямо как в 1960-е и 70-е. Однако времена меняются, и уже не строительство магистралей становится приоритетом чиновника, а соблюдение прав человека. Да, именно так — официальной причиной приостановки проекта назвали статью 6 Закона о гражданских правах, которая запрещает дискриминацию по расовому признаку или происхождению человека при реализации обеспеченных федеральным финансированием программ.
Десятилетиями средства федерального бюджета США тратились на проекты, которые плохо отражались на расовых меньшинствах и малоимущих семьях — магистрали, которые прокладывались в городах, проходили прямо через жилые кварталы на окраинах. Теперь, кажется, это останется в прошлом.
Политическое лидерство — одна из важнейших составляющих изменений в городах и странах. Выделяемый на проекты бюджет — это самый яркий показатель, который отражает настоящие, а не декларируемые ценности. Поэтому на это стоит всегда обращать внимание.