Во многих европейских странах в последнее время ввели новые меры по снижению скорости. Последний пример — Испания, где ограничили скорость на всех улицах с одной полосой движения в каждую сторону с 50 до 30 км/ч. Чтобы был понятен масштаб: в Мадриде это отразится на 80% улиц города. В Нидерландах не отстают — и предварительно одобрили законопроект, по которому во всех зонах жилой застройки скорость снизится до 30 км/ч. Во Франции такие меры принимают отдельные города — такие, как Париж (где и так уже на 60% площади города ограничение 30 км/ч) и Нант.
Ограничивают скорость не только в городах. Так, в сентябре в Великобритании стартовал пилотный проект, по которому на некоторых участках трёх основных магистралей страны снижено ограничение скорости с 70 до 60 миль в час (с 113 до 97 км/ч). Тестирование покажет, можно ли распространить это ограничение на всю страну. В Нидерландах не отстают (опять, да) и даже опережают Великобританию: с марта на магистралях в дневное время действует ограничение в 100 км/ч.
Всеобщего одобрения не случилось, что нормально. Впрочем, в Испании претензии были такие: мол, дороги станут менее безопасными, потому что при обгоне нельзя будет превышать скорость более чем на 20 км/ч. (только не показывайте им наши правила, где можно просто ехать на 19 км/ч быстрее ограничения и даже штрафа не получить). Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, который состоит в партии, получившей прозвище «партия вжжж вжжж» (vroom vroom party, пародийная расшифровка аббревиатуры VVD — прим. пер.) за свою поддержку автомобилистов, был особенно расстроен введением ограничений скорости, но тем не менее ввёл их: «Неприятно вводить такие меры, но у этого будет большая отдача», — заявил он.
Некоторые проблемы, которые решаются такими ограничениями, появились раньше, чем пандемия, но то, что их продвигают именно в 2020 — это не совпадение. Череда политических, экономических, экологических и связанных с безопасностью факторов выдвинули это массовое замедление стран на первый план, а катализатором процессов стал как раз коронавирусный кризис. Во многих городах сейчас фокусируются на транспорте в связи с ростом числа поездок на автомобиле относительно других видов транспорта, что во многом происходит из-за страха заразиться в общественном транспорте. Например, в Барселоне общая активность снизилась, но доля поездок на личных автомобилях выросла почти в 2 раза с 27% до 52%.
Рост смертности в авариях стал угрозой для стран вроде Испании, где в 2019 году на улицах городов погибли на 6% больше людей, чем в 2018. Это и стало обоснованием вводимых мер: министр внутренних дел в пресс-релизе подчеркнул, что при снижении ограничения скорости с 50 до 30 км/ч риск погибнуть в аварии падает в 5 раз. На некоторых улицах — там, где нет чёткой границы между проезжей частью и тротуаром — скорость и вовсе ограничат до 20 км/ч.
Ещё одной причиной снижения ограничения скорости на магистралях стала борьба с загрязнением воздуха. В Англии 60% населения живут в местах с небезопасным уровнем диоксида азота. В Нидерландах выбросы азота в 4 раза превышают среднее по Евросоюзу — из-за этого суды обязали правительство принять меры (но у них марихуану курят и гей-браки разрешены). Показатели выбросов должны значительно снизиться при предложенном снижении скорости — опубликованное в октябре исследование дорог Уэльса показало, что если снизить ограничение с 113 до 80 км/ч (в 2 раза сильнее, чем сейчас предложено в Великобритании), то уровень выбросов снизится на 47%. Небольшим снижением скорости можно снизить и количество потребляемого топлива: по данным Европейского агентства по окружающей среде, при строгом соблюдении ПДД снижение ограничения скорости на шоссе с 120 до 110 км/ч снижает уровень потребления топлива на 12–18%.
Именно экономия топлива побудила многие страны ужесточить ограничения скорости в 70-е, когда грянул нефтяной кризис. С тех пор многие ограничения были ослаблены, особенно в США, что привело к десяткам тысяч (!) избыточных смертей. Во время карантина сейчас произошло похожее: дороги стали свободнее, стало возможным ездить быстрее, и относительное число смертей в авариях увеличилось.
Поэтому снижение нагрузки на систему здравоохранения — один из самых веских аргументов в пользу более жёстких ограничений скорости. Чем ниже скорость — тем меньше опасности представляет автомобиль как для окружающих, так и для тех, кто внутри. В ситуации, когда каждая палата интенсивной терапии на счету, такого рода меры особенно важны. Причём воздействие получается не только прямое, но и косвенное: учёные установили связь между загрязнением воздуха и смертностью от ковида. В октябре Европейское общество кардиологов опубликовало исследование, согласно которому плохое качество воздуха повышает риск погибнуть от коронавируса примерно на 15%. Пандемия дала шанс городам задуматься, как жить дальше.
Такой вал новых ограничений скорости вызван тем, что в начале года из-за пандемии многое пришлось отложить — и теперь везде стремятся наверстать упущенное. Но этот всплеск активности может быть и предвестником будущих изменений в городской политике. Об этом мы узнаем уже в ближайшее время.