Не так давно узкие улицы Понтеведра были забиты машинами, а городские площади больше походили на парковки.
Сегодня на улицах города постоянно встречаются детские коляски или ребята постарше. Они несут свои игрушки в маленьких рюкзачках, а затем вываливают на тротуар, чтобы поделиться с друзьями. Одна из особенностей местных детских площадок – они не обнесены заборами. «Мы хотим, чтобы сам город стал полноценной площадкой, где дети смогут играть во что захотят», — говорит советник Понтеведры по урбанистическим вопросам Сезар Москера.
Чиновники Понтеведры решили посмотреть на город глазами ребенка, после чего ограничили автомобильный трафик. Москера верит, что это делает город удобным для всех, в том числе, и людей с ограниченными возможностями. «Там, где есть дети, будут и здоровые взрослые», — говорит он. Изменения, которые длятся уже два десятилетия, оказали влияние на все общество. Некогда безжизненный исторический центр города стал приятным местом для детей и их родителей.
Все это отразилось и на демографических показателях города. Понтеведра привлекает множество молодых семей с северо-запада Испании, которые остаются здесь жить. Хотя в целом по стране большие проблемы с рождаемостью, Понтеведра в этом десятилетии стал самым «бэби-бумным» городом региона Галисия. Если в 1998 году в городе проживало 73 871 человек, то в 2017 году число жителей выросло до 82 671.
С 2000 года, когда началось преобразование города, количество детей в возрасте от 0 до 14 лет здесь выросло на 8 процентов. Для сравнения: столице Галисии Сантьяго-де-Компостела детей стало больше на 3,2, а в Виго, экономическом центре региона, лишь на 2,4 процента.
«Здесь вам не нужно постоянно держать своего ребенка за руку. В других городах такое возможно лишь в торговых центрах», — говорит Вилли Гарсиа, отец трехлетнего Мауро, стоя на пешеходной площади «Детский фонтан», через которую некогда проезжало 25 000 машин в день.
Вместо того, чтобы жить в мегаполисе и отдыхать от него в близлежащих пригородах, семья Гарсии предпочла город средних размеров. Многие из тех, кто переехал в Понтеведру, предпочитают жить именно так. Маролия Отеро, мать двух детей пяти- и трехлетнего возраста, говорит, что в экономических центрах вроде Виго жилье стоит куда дороже. По этой причине в больших городах людям приходится селиться в отдаленных пригородах. Таким образом, они тратят много времени на поездки на работу и обратно, когда могли бы проводить его с детьми. В свою очередь, в Понтеведре все находится в шаговой доступности.
Карлос Феррас, эксперт по демографии и преподаватель географии в Университете Сантьяго-де-Компостела, говорит, что урбанистические преобразования в городе оказались гораздо эффективнее, чем различные программы правительства по увеличению рождаемости.
«Программы, стимулирующие рождаемость, в сущности, предлагали денежные компенсации за ребенка, и такая стратегия оказалась неэффективной. Если мы хотим положить конец испанской «бездетности», то необходимо разработать программы, которые будут создавать комфортные условия тем, кто растит детей. И начать нужно с городского планирования, — говорит Феррас. — Здесь городской совет нашел правильный подход. Доступное и комфортное жилье в городе, а не в его окрестностях, зеленые зоны и другие удобства стимулируют людей становиться родителями».
Понтеведра продолжает расширять пешеходные пространства от центра до окраин города. От машин уже освобождено порядка 669 000 квадратных метров, и этот процесс продолжается. Согласно данным городского совета, использование машин упало на 77 процентов, а выбросы углекислого газа на 66. Снизился и уровень преступности, что, конечно же, позволяет родителям давать больше свободы детям. В 2010 году был достигнут рекорд — на 1000 граждан приходилось лишь 34 преступления. В прошлом году ситуация стала еще лучше – всего 27 преступлений на 1000 человек.
«Это очень безопасное место. Исчезновение машин принесло спокойствие, ведь теперь ребенок точно не попадет под колеса», — рассказывает Отеро. Перемены повлияли на город и в социальном плане. Родители стали знакомиться друг с другом, поэтому если у кого-то возникает срочное дело, он наверняка найдет, кому отдать своих детей на это время.
Феррас как демограф видит в этом успех: общество и город создают атмосферу, в которой родители чувствуют опору. 80 процентов детей в возрасте от 6 до 12 лет самостоятельно ходят в школу. Если же ребенку понадобится помощь, он может обратиться к добровольцам, которые за ним приглядит в случае необходимости.
«Города должны быть спроектированы так, чтобы граждане могли позволить себе стать родителями. Необходимо наличие баланса между семьей и работой и чувство того, что детство и подростковый возраст ценятся”, — считает Феррас.
Так получилось, что программы благоустройства повлияли на электоральные предпочтения граждан. В городе, который на всеобщих выборах голосует за консерваторов, тем не менее, правит лево-националистическая партия Москеры. И правит она с того момента, как началась программа, — с 1999 года.
Разумеется, вначале было сопротивление со стороны жителей и бизнеса, представители которого полагали, что из-за ограничений для машин люди перестанут к ним приезжать. Сегодня от этих сомнений ничего не осталось. Вопрос о «депешеходизации» не входит даже в повестку местной оппозиционной партии, которая не может вернуться к власти уже 20 лет. Тем не менее, критика никуда не исчезла. Люди, живущие за пределами пешеходной части города, жалуются, что из-за недостаточно развитого общественного транспорта они либо вынуждены мириться с дефицитом парковочных мест, либо вообще не выезжать в центр города без нужды.
Советник по культуре Понтеведры Кармен Фокус сравнивает это со строительством гнезда: «Если положить соломинку и пух на ветку, то птица сделает из этого дом»
Оригинал здесь. Перевел Василий Лужбин. Поддержите редакцию донейшеном: