Вчера появилась новость, что распознавать лица в будущем смогут все московские камеры видеонаблюдения. Сейчас камер с такой возможностью 3 тысячи, а всего их более чем в 50 раз больше — около 160 тысяч.
К таким системам возникает множество вопросов, включая этические. Используется ли такая система только для поиска преступников? Нет ли у тех, у кого есть к ней доступ, возможности для слежки? Не станут ли власти за счёт этой системы отлавливать неугодных?
Три города США для себя уже решили, что подобные риски и право граждан на частную жизнь важнее ощущения общественной безопасности. Первопроходцем стал Сан-Франциско, где в мае этого года серьёзно ограничили возможность использования системы распознавания лиц, вплоть до того, что полиции (которая является главным бенефициаром системы) приходится делать специальные запросы и получать разрешения для конкретных дел. Впоследствии к Сан-Франциско присоединился соседний Окленд, а также город Соммервилл из штата Массачусетс. Теперь подобные меры уже обсуждаются на уровне штатов — и вполне вероятно, что в дальнейшем они будут рассматриваться федеральным парламентом.
Причём не только обсуждаются. На днях Калифорния (та самая, с Сан-Франциско и Оклендом) стала первым штатом, запретившим на своей территории использование технологии распознавания лиц полицией и другими правоохранительными органами. Мотивация схожа с Сан-Франциско: частная жизнь превыше всего, а у существующих систем часто встречаются ложные срабатывания, которые мешают законопослушным гражданам.
В России тоже есть свои примеры борьбы против системы распознавания лиц. Они не такие системные, как в США, но стоит отметить, в частности, обращение в суд активистки Алёны Поповой, потребовавшей от московских властей отказаться от системы распознавания лиц. Это первый случай судебного разбирательства по этой проблеме; помимо этого, Роскомсвобода запустила онлайн-петицию по этой же теме.
Но, несмотря на это, в предлагаемом мэрией бюджете Москвы на следующий год заложено 6,5 миллиардов рублей на «внедрение цифровых технологий для обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений». В прошлом году было выделено 15 раз меньше — 439 миллионов. Эти деньги должны обеспечить абсолютно все 160 тысяч камер возможностью распознавать лица.
Как показывает мировой опыт, системы распознавания лиц уже не только начинают, но и заканчивают применяться. Выделение огромных средств на внедрение такой системы может привести нас к ситуации условного Китая, где в некоторых городах буквально отслеживаются перемещения каждого человека. Есть риск, что к приватности частной жизни это отношения иметь не будет никакого и власти смогут использовать эти данные как им заблагорассудится — во славу сатане во имя безопасности, разумеется.Михаил Чижов.