В последнее время все чаще и чаще говорят о проектах, которые связаны с новыми подходами к эффективному управлению городами и с созданием комфортной среды. Центральное место, при этом, занимает гражданская активность и гражданские сообщества. Во всех этих разговорах все громче слышится понятие «инициативное бюджетирование», которое сейчас считается одной из наиболее перспективных практик всего этого нового урбанистического дискурса.
Попробуем вникнуть в эту дискуссию и для начала разобраться с терминологией и определить, в чем заключается «инициативное бюджетирование» (ИБ).
Чаще всего при беглом изучении вопроса всплывет схожее определение:
«…это совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов.
Одновременно с этим, ИБ — это механизм определения приоритетов в расходовании бюджетных средств с участием инициативных групп граждан.»
Как мы представляем себе сегодняшнюю, чуть ли не классическую модель участия граждан?
Да, во-первых, это наши налоги, которые формируют общий банк, финансирующий проекты улучшения нашего пространства. Во-вторых, кто будет распоряжаться и управлять собранными средствами? В идеале — наши с вами представители, получившие поддержку большинства на выборах самого разного уровня. Но не всегда и не все наши представители будут иметь прямое и ключевое влияние на трату наших налогов — дело будет отдано узкопрофильным специалистам, а на деле — ряду чиновников.
Что мы видим с вами? За ширмой нескольких этапов перебрасывания ответственности чуть ли не полностью стирается право граждан на участие в распределении финансовых средств. А без финансовой поддержки вряд ли будет реализована хоть какая-нибудь инициатива.
Куда острее и болезненнее эта иллюзия участия чувствуется на местах. Территориальным сообществам крайне важно иметь инструмент влияния, так как именно на местном уровне хорошо видны потребности и организация жизни. Проблемы комфортного жилья, безопасности, досуга, творчества особенно заметны именно тут. Поэтому, на местах выбор и позиция граждан глубоко обоснованы. Тяжелая, и чуть ли не в каждом случае, конфликтная ситуация наблюдается, когда граждане не имеют влияния на вопросы благоустройства, не влияют на локальное пространство. Ни нового стадиона, ни ремонта старого, ни новых площадок, ни культурных, ни социальных инициатив, пока не достучитесь начальству, пока им самим это не станет выгодно, пока они сами не «продадут» эту важную для вас идею «наверх». Вы можете сколько угодно разговаривать с жителями, вашими соседями, но до поступления сигнала вам не увидеть результата.
И все это происходит из-за отсутствия механизма совместной работы власти и гражданского общества, при безусловном приоритете и голосе последнего.
Поэтому и важна концепция инициативного бюджетирования, поскольку она является инструментом прямого влияния граждан на принимаемые решения.
Отличным подспорьем для читателя, желающего узнать про эту концепцию больше, стал бы материал материал Института «Strelka» и небольшой доклад «25 вопросов об инициативном бюджетировании», выпущенный Комитетом Гражданских инициатив.
Там и можно увидеть структуру механизма инициативного бюджетирования, а именно «… следующие этапы алгоритма:
1. По решению регионального органа государственной власти определяется сумма бюджетных средств на программу инициативного бюджетирования.
2. Определяется дизайн практики ИБ, её календарный цикл, принимаются соответствующие распоряжения, положения и постановления. В редких случаях вносятся изменения в региональное законодательство.
3. Организуются публичные обсуждения, на которых граждане формулируют и обсуждают идеи по решению наиболее злободневных для них проблем. На этих обсуждениях граждане обмениваются мнениями, формулируют свои и знакомятся с другими предложениями. Важно, чтобы на обсуждениях каждый имел возможность высказать свое мнение о приоритетах расходования средств.
4. Затем при участии консультанта происходит отсев тех идей, которые не соответствуют формальным критериям (минимальная и максимальная стоимость реализации проекта, вопросы собственности, полномочий). Далее проходит голосование, на котором из оставшегося шорт-листа граждане выбирают самые важные идеи.
5. Инициативные группы при поддержке консультантов и представителей муниципальной власти прорабатывают идеи, за которые было отдано наибольшее число голосов, и готовят проектную документацию по ним.
6. На реализацию проектов выделяется финансирование. В некоторых практиках инициативного бюджетирования предусмотрен конкурс: финансирование получают не все выдвинутые гражданами проекты, а только те, которые набирают наибольшее количество баллов согласно сформулированным критериям. Еще одна особенность — софинансирование гражданами проектов, размер которого определяется самими гражданами на том же собрании.
7. В рамках стандартной процедуры госзакупок выбираются подрядчики, ответственные за практическое воплощение проектов.
8. Проекты реализуются под контролем граждан.»
Так работает один из наиболее быстро набирающих силу мировых трендов в управлении городами и пространством.
Разговор о возможностях инициативного бюджетирования — это в первую очередь разговор о праве на город. Нужно подчеркнуть, что право на город — это не столько про комфортное пространство, это не только услуги и красивый термин или бренд, ничего не несущий за собой кроме символа самоидентификации. Эта история политическая, заключающаяся в основе своей в праве граждан на принятие решений.
Инициативное бюджетирование — это мощнейший инструмент развития местных сообществ и местной власти, в том числе и власти городской в сторону открытости и эффективности.
Особая ценность инициативного бюджетирования заключается в том, что, делая такую модель работающей, мы совершаем сильный рывок в создании механизмов прямой демократии.
Практика инициативного бюджетирования сегодня быстрыми темпами распространяется по стране. К сожалению, наблюдается большой разрыв между практическим воплощением и самой концепцией. Так, пока среднее значение объема выделяемых средств в мировых практиках ИБ составляет около 10 % регионального/местного бюджета, в России такое значение в основном колеблется около 1%. Другим важный моментом является полное отсутствие инициативного бюджетирования в столице, в Москве. С бюджетом в 2 326,5 млрд руб. в 2018 году в Москве нет возможностей для участия граждан в распределении таких средств. Говорят, что в Москве, в таком мегаполисе невозможно произвести собрание граждан достаточной степени легитимности для принятия решений. Пока что администрация города идет по пути создания не инициативного бюджетирования, а «инициативного управления». За инициативное управление сегодня выдают сервисы «Активный гражданин» и «Наш город». Ошибочен не взгляд, что цифровые платформы являются единственным будущем, ошибочно то, что таким сложным пространством и экономическим субъектом как будущая московская агломерация можно управлять из одного центра.
В связи с грядущими выборами мэра Москвы вопрос расширения прав москвичей, расширения механизмов их прямого участия в жизни своего пространства, своего города, борьбы горожан за право на город не может не стоять на повестке дня любого демократического кандидата.
Такую дискуссию мы попробуем развернуть и в последующих материалах и статьях «Городских проектов» мы продолжим рассматривать историю инициативного бюджетирования, кейсы отечественной реализации этой концепции и также будем говорить о возможностях создания бюджета участия в Москве.
Автор статьи — Денис Прокуронов