15 июля сборные Хорватии и Франции сразятся между собой в финальном матче чемпионата мира по футболу. В нашем альтернативном матче сразятся между собой трамваи встречающихся на стадионе «Лужники» стран. Хорватию здесь представляет трамвайная система Загреба — столицы страны, а Францию — сопоставимая по масштабам система города Бордо.
Хорватия
Сперва рассмотрим загребский трамвай.
В 1910 году первые электрические трамвайчики пошли по улицам хорватской столицы, никогда её с тех лет не покидая. На сегодняшний день по хорватской столице курсирует более 300 вагонов по 15 дневным и 4 ночным маршрутам. Общая длина всех линий 148 км, а ширина колеи 1000 мм. В составе загребского трамвайного парка трудятся многочисленные старички-ветераны «Татры-Т4» и «Татры-КТ4» из Чехословакии. Многим из этих вагонов уже больше 40 лет, но, тем не менее, выглядят они как новые, и ездят по узким загребским улочкам довольно шустро.
Постепенно на замену «татрам» приходят вагоны Crotram TMK-2200 местного производства. Это низкопольные трамваи, они имеют до 5 секций и длину в 32 м.
Так как Хорватия была частью социалистического блока, то и трамвайная система была устроена, во-многом, по советским канонам. Выделенные линии по центру широких проспектов вдоль многоэтажных спальных районов до боли напоминают аналогичные линии в российских городах.
Однако сейчас загребский трамвай выглядит вполне себе по-западному — современные пути и стрелки, приоритеты трамвая в перекрёстке, слаженные расписания, низкие интервалы. Благодаря скорости и надёжности трамвай остаётся основным транспортом в городе. Особенно уютно смотрятся синие вагончики в историческом центре на узких улочках. Линии трамвая соединяют окраинные районы Загреба с деловым и туристическим центром города.
Особенной популярностью пользуются маршруты, идущие по двум мостам на южный берег Савы в многонаселённый многоэтажный район Нови-Загреб. А самой живописной является линия 15 трамвая, идущая на север, петляющая среди холмов и одноэтажных домиков.
Фото http://transphoto.ru/photo/964164/
Франция
Совсем по-другому выглядит трамвайная система в Бордо.
В отличие от загребской, она совсем юна и берёт своё начало с 2003 года. Вообще, трамвай в городе существовал аж с 1880 года и в первой половине XX века динамично развивался. Но на волне антитрамвайного бума в Западной Европе система была полностью ликвидирована в 1958 году, и почти 50 лет город жил без рельсового транспорта. В итоге, транспортный коллапс, вызванный проавтомобильной политикой, начал наступать уже в 70-е годы. Власти города пытались разработать малореалистичные проекты беспилотного метро, но до реализации они не доходили. К разговору о возвращении трамвая стало возможным вернуться только после смены мэра Жака Шабана-Дельмаса в 1995 году, поскольку им предыдущая система и была закрыта. На момент начала строительства трамвая нового поколения Бордо уже задыхался в пробках. К 1997 году была спроектирована абсолютно новая сеть, а в 2000 году началось строительство. Новый трамвай открыл свои двери для пассажиров 21 декабря 2003 года.
Несмотря на небольшой возраст, трамвайная система Бордо уже неплохо развилась и охватывает большую часть города. Протяжённость сети — 66 км, организована она по принципу метро: по каждой линии проходит один маршрут. Линий всего пока три: A, B и C. Они соединяют центр города с окраинными районами и ближайшими пригородами, в том числе и с соседними городами Мериньяк и Пессак. При этом каждая линия разветвляется на одном из концов, образуя фактически два отдельных маршрута под одной буквой, различающихся между собой на несколько остановок. Подвижной состав представлен современными вагонами Alstom Citadis 302 и 402, имеющие по 5 и по 7 секций, и по 32 и 43 м соответственно.
Уникальная особенность бордоского трамвая — отсутствие контактного провода в историческом центре! Для этого вдоль линии трамвая организован третий контактный рельс. Причём он устроен таким образом, что напряжение на него подаётся только тогда, когда по нему проезжает трамвай. Таким образом, трамвай в историческом центре смотрится очень стильно и футуристично.
Система продолжает расти развиваться: в планах — открытие 4-го маршрута D, пуск которого намечен на 2019 год, а также дополнительные ответвления на имеющихся линиях, в том числе и в аэропорт. Трамвай уже успел стать основным транспортом в городе, и жизнь без него практически немыслима.
Вот такая расстановка сил. У загребского трамвая 15 маршрутов, а у бордоского — пока всего лишь 6. В хорватской системе более 300 вагонов, а во французской — порядка 100. Загребский трамвай перевозит 550 тыс. пассажиров в день и 200 млн. в год, а бордоский — 260 тыс. и 96 млн. соответственно. Пока загребский лидирует, но бордоский стремительно развивается, и вполне скоро может догнать своего хорватского коллегу. Во всяком случае, по уровню охвата города обе системы уже вполне сопоставимы.
Текст и фотографии: Георгий Красников.