Южная Корея — очень маленькая страна. В такой ситуации есть большая вероятность повторения того, что произошло с Израилем, где автобусы задвинули железные дороги в совсем непопулярный угол. Первый день в Корее и переезд с восточного побережья в Сеул произошел именно что автобусом одной из многих междугородных компаний. Но в Корее сложилась очень хорошая ситуация, когда автобусы не замещают железные дороги, хотя и конкурируют по цене, а их дополняют. То же самое происходит в Сеуле и Кёнги-до с автобусами и метрополитеном.
Автобусы являются единственным в дополнении к метрополитену и железным дорогам видом общественного транспорта. Автобусная система региона, как и большинство автобусных систем крупных городов обширна и загадочна. Дополняет загадочности и тот факт, что автобусы находятся под руководством множества компаний.
Несколько лет назад с целью стандартизации автобусы были разделены на четыре категории. Внутри Сеула автобусы так же имеют особую систему номерации, которая однако в большинстве случаев не работает во внешней части города, увеличивая конфузность. Каждая из категорий кодируется цветом, всего этих цветов четыре – жёлтый, зелёный, синий и красный.
Желтые автобусы называются кольцевыми. Они самые маленькие и движутся по самым коротким маршрутам, составляющим кольцо внутри одного района. По размеру их можно сравнить с маршрутками.
Из всего общественного транспорта жёлтые автобусы самые дешёвые, цена за проезд гораздо меньше минимальной стоимости первых десяти километров в метрополитене или в остальных автобусах.
Жёлтый цвет, согласно официальному описанию был выбран из-за того, что он динамичен и дружелюбен.
Несмотря на заявления о дружелюбности, желтые автобусы изо всех самые недружелюбные по отношению к иностранцам. Ни снаружи, ни внутри не будет ни одной буквы латиницей. Только корейский.
Зелёные автобусы уже больше похожи на автобусы. Они движутся между районами, работая на хордовых линиях там, куда не дотянулись пути Сеульского метрополитена.
Пригороды, как например Йоннин с Сувоном, соединены именно что зелёными автобусами. Зелёный цвет, согласно описанию, символизирует зелень окружающих Сеул гор.
Внутри зелёные автобусы уже могут иметь телевизоры, деталь, что имеется во многих автобусах, исключая маленькие жёлтые. Начиная с зелёных автобусов уже можно ожидать латиницу хотя бы в виде обозначения конечной и начальной станций. Но не более.
Телевизоры в автобусах обычно показывают нарезку из рекламы, клипов и новостей, сделанную так, чтобы её можно было воспринимать без звука, а так же время, погоду, курсы валют и номер маршрута. Перед остановкой на экране показываются следующая и следующая за ней остановки (только на корейском), чтобы пассажир вовремя успел ткнуть кнопку “стоп”. Без кнопки водитель не остановится. В дополнение к экрану остановки анонсируются (только на корейском) автоинформатором.
Синие автобусы являются расширенной версией зелёных. Символизируют они синий цвет реки Хан, протекающий через Сеул. На уровне синих автобусов работают и ночные автобусы нескольких ночных линий N, сами автобусы ночных линий те же самые, что используются днём, только маршруты у них разные.
Особой разницы между зелёными и синими автобусами как бы и не видно. Согласно официальной информации, в отличие от зелёных, движущихся между районами, синие должны соединять Сеул с пригородами. Воспользоваться ими как-то не доводилось.
На праздники к зеркалам автобусов приклеивается флажок Южной Кореи. Маленькая, но красивая деталь.
Все автобусы в Южной Корее, и регион не исключение, практически со стопроцентной вероятностью будут производства Hyundai, Daweoo или Kia. Все автобусы работают на натуральном газе, некоторые имеют батареи или даже могут оказаться электробусами, хотя последнее редко. Старые могут быть дизельными. Автобусы низкие, но для инвалидов и просто для колясок или большого багажа явно не рассчитаны.
Красные автобусы во время саги из всех оказались самыми часто используемыми. Цвет символизирует скорость и энергию, и очень логично ложится на экспресс-автобусы, коими красные и являются.
Йоннин соединён с Сеулом линией нескольких красных автобусов, 5005 и 5000 идут на север, в центр, 5003 и 5001, на юг, в Гангнам.
Обычно автобусы гораздо медленнее железных дорог, но в случае автобусов красных всё получается наоборот. Секрет заключается в том, что красные автобусы собирают пассажиров в пригороде, а после без остановок летят по шоссе в город, добираясь до центра за сорок минут, в то время, как дорога в Сеул на метро может занять полтора часа из-за остановок и пересадок.
Внутри Сеула красные автобусы идут по кольцу, одновременно высаживая пассажиров и получая пассажиров новых, а после маршрута через город возвращаются назад, по шоссе без остановок, в пригород.
Из-за специфики красные автобусы являются комфортными и самыми большими, поскольку не рассчитаны на постоянную посадку-высадку, как все вышеуказанные. На фоне европейских и американких аналогов они все равно кажутся маленькими.
Внутри и кондиционер с регулировкой воздуха, два телевизора и откидные сиденья с ремнями безопасности, ремни эти пассажирами всегда игнорируются.
Конечно, в случае часа-пик комфорт несколько уменьшается. Водители автобусов очень любят полихачить, всё ради расписания, конечно, но лучше подождать автобус пустой или хотя бы сесть на остановке раньше. В автобусах, так же как и в метро “вы выходите?” не принято.
В красных автобусах очень интересно открывается форточка, она снизу окна, чуть ниже уровня головы.
Когда тепло, можно получить приятный ветер в лицо.
Во всех автобусах обязательно есть информация о водителе с его фотографией.
Внутри красных автобусов есть платный Wi-Fi от двух компаний, одна из которых принимает (по крайней мере принимала какое-то время) Skype Wi-Fi.
Обычным корейцам это как-то не очень интересно, LTE и 3G же везде.
Одна из причин, почему экспресс-автобусы так быстры заключается в том, что на шоссе крайняя левая полоса отдана только автобусам. Всё может стоять, а автобусы будут лететь. Приоритет соблюдается неукоснительно.
Но если автобус застрянет внутри зоны без полосы, то уступать ему уже никто, конечно не будет.
Голубые автобусы уже не считаются городскими. Но и междугородними их назвать сложно. Среди них есть “Аэропорт-лимузины” в, собственно аэропорт.
И автобусы M-Bus, аналогичные красным, что управляются компанией G-Bus. Спереди у M-Bus есть интересная деталь, счётчик оставшихся мест.
Вход в автобусы всегда происходит через переднюю дверь, а выход через среднюю. При входе каждый пассажир прислоняет T-Money (или её автобусный аналог UPass) к считывателю или платит за билет (что дороже). Турникетов внутри никаких нет, но водитель проверяет, запищало ли. При выходе T-Money прикладывается ещё один раз к считывателю, тем самым окончательно засчитывая поездку. Считыватель, так же как турникеты в метро, показывает остаток на счету.
Автобусная остановка в самой простой её версии, для жёлтых автобусов, это всего лишь палка с надписью, что здесь останавливается автобус. Может быть ещё скамейка.
Для синих и зелёных автобусов уже устанавливаются колонны подробнее, на каждой символ соответствующего цвета, название остановки и маршрут.
В случае больших остановок они дополняются козырьком. Курить в районе такой остановки нельзя.
Довольно странно, что мусорных ящиков у автобусных остановок чаще всего не бывает. А если бывает, то маленькие. Поверхности заполняются стаканами из кофеен.
На остановочных павильонах указываются подробные маршруты всех автобусов. Только на корейском, конечно.
Редко можно увидеть начальную, конечную и пару основных станций латиницей.
Довольно стандартным дополнением к большим остановкам является табло с указанием ближайших автобусов. Внизу показываются автобусы, что приходят “прямо сейчас”. Дополнительно об автобусах, подходящих к остановке объявляет аудиоинформатор (это уже пятый раз, когда пишу “только на корейском”) в порядке, как они к остановке подходят.
На некоторых остановках может быть телевизор, который дополняет информацию о ближайших автобусах указателем, как далеко этот автобус находится. Остальная часть экрана заполнена всякой новостной и рекламной глупостью.
Здесь уже можно дождаться английского языка.
Если, конечно, этот экран работает, что не всегда бывает так.
Экран у автостанции Сеульского вокзала хотя и показывает подробную информацию на нескольких языках, но одновременно постоянно хочет отправить отчет об ошибке.
Недавно эти экраны сменили интерфейс.
Автостанция у Сеульского вокзала один из самых больших городских терминалов. Если обычный автобусный терминал это просто длинная автобусная остановка, то здесь этих автобусных остановок несколько, разные маршруты разнесены по разным платформам.
Похожим образом устроена и автостанция у вокзала Сувона, только здесь платформ не несколько, а две.
Посадка в автобус в такой конфигурации выглядит очень смешно. Автобусы приходят друг за другом, их может быть сразу три, или пять. Пассажиры из-за этого бегут через всю платформу к своему автобусу, кто первым добежал, тот и займёт оставшиеся сидячие места.
Иногда можно даже прибежать за платформу, если платформа занята другими автобусами. Водитель чаще всего откроет двери. Может и не открыть, поскольку на самом деле неположено. Вообще все водители очень вежливые, адекватные, в форме и с перчатками. Английский конечно не знают.
Исключением является Гангнамский терминал, где номера автобусов указаны бумажкой, приклеенной скотчем к асфальту, и пассажиры здесь формируют нормальную очередь.
Было бы логичнее принять эту систему по всему региону.
С ней не было квеста с ожиданием, поиском и посадкой в автобус.
А может быть руководство автобусных компаний считает, что с квестом веселее.