Наверняка вы не раз встречали на улице людей, которые не могут оторваться от своих гаджетов. Порой они не обращают внимания на происходящее вокруг, даже когда переходят дорогу. Подобные «зомби» могут доставлять неудобства другим пешеходам. Привычка постоянно глядеть в телефон может быть опасна. Решение этой проблемы в разных местах разнится. Например, в нескольких китайских городах попробовали разделить тротуары на две зоны: для тех, кто просто идет по своим делам, и тех, кто в это время сосредоточен на экране гаджета. В некоторых городах существуют специальные знаки и сигналы для подобных пешеходов. В Онтарио (Канада) и Гонолулу (Гавайи) человек рискует получить штраф, если полиция посчитает, что его увлеченность мобильным телефоном может привести к плачевным последствиям.
В 2015 году на улицах Канады погибли 283 пешехода. В США — 5 376 пешеходов. Этот показатель выше на 10 процентов, чем в 2014 году и вообще за последние 20 лет. Передвижение по улицам не должно угрожать жизни людей. Что же мы можем сделать, чтобы обеспечить свою безопасность?
Несомненно, первым делом нужно прекратить передвигаться по улицам пешком, не думая о происходящем вокруг. По крайней мере, так кажется, ведь именно этому нас всегда учили. Сегодня мы подсознательно воспроизводим одну и ту же идею: «улицы для машин», хотя век назад она звучала бы так: «улицы для пешеходов».
Давайте вернемся в начало ХХ века.
Автомобили получили широкое распространение, и водителей обвиняют в гибели людей под колесами. Закон, полиция, СМИ едины в мнении о том, что пешеходы — полноценные хозяева улиц. Для предотвращения гибели людей в ДТП скорость машин ограничивают с помощью правил, есть также предложения сделать это технически.
Такие меры не по душе производителям автомобилей, которые не хотят терять клиентов в больших городах. Поэтому они перекладывают вину за гибель пешеходов с водителей на жертв ДТП. В 1922 году журнал Engineering News-Record, который читают автодорожные инженеры, без стеснений заявляет, что «очевидным решением будет переосмыслить всю концепцию того, для кого же существуют городские дороги». Президент Чикагского клуба автомобилистов Чарльз Хэйс четко заявляет позицию автомобилистов: «Улицы созданы для автомобилей». Автопроектировщик Джордж Грэм объясняет своим коллегам, что «пешеходы должны узнать о правах автомобилистах». Автомобильные активисты организуют акции, продвигающие эту точку зрения.
Среди наиболее эффективных техник, которые они используют в своих кампаниях — внедрение в массовое сознание понятие jaywalking – перехода улицы не по правилам. В рамках кампании по “обеспечению безопасности” клубы автомобилистов проучают бойскаутам раздавать пешеходам карточки, в которых объясняется, что это они виноваты в ДТП. Многие узнали слово jaywallking именно таким образом. Автомобильные активисты снабжают школы материалами, где детям рассказывают о приоритете машин на дорогах. Родители этих ребят и не помышляли ни о чем подобном.
Предположение о том, что улицы принадлежат лишь машинам, работает как самосбывающееся предсказание. Водители перестают видеть пешеходов, даже если те находятся на дороге. Мы становимся зависимы от автомобилей по своей собственной инициативе, а вовсе не из-за отсутствия альтернатив. Автозависимость заставляет нас снова и снова отдавать приоритет автомобилям, а не живым людям. Сейчас многие европейские города создают пешеходные зоны, где запрещен проезд машин, и общие пространства, где автомобили и пешеходы существуют на равных. Изначально эти проекты вызывали сомнения и внедрялись в пробном режиме, но итоги экспериментов были настолько впечатляющими, что города решили не отказываться от них. Успех в создании общих зон в голландском Драхтене в 2002 году настолько очевиден, что этот опыт вскоре начали перенимать города из Германии, Англии и других стран.
Общие зоны оказались «старой песней на новый лад»: приоритет отдается пешеходам, позволяя всем участникам уличного движения чувствовать себя комфортно. Подобные улицы можно назвать “умными”, хотя никаких технологий там не используется, только здравый смысл, присущий людям от природы. Мы гораздо разумнее систем, регулирующих поведение пешеходов. В 1922 году известный чикагский эксперт по дорожному движению Р.Ф. Келкер говорил, что “отдавая должное людским потокам в центральной части города, власти позволят людям передвигаться свободно, не обращая внимания на сигнальные свистки полицейских, что заставит автомобилистов снижать скорость, а именно это и сводит несчастные случаи к нулю”.
Мы росли, полагая, что жители Северной Америки жить не могут без машин. Мы сделали все, чтобы приспособить к автомобилям наши города. Кажется, что это закономерно, но мы рискуем упустить из вида детали, которые меняют всю картину. Мы забываем, что история покорения Америки автомобилями начиналась с возмущения гибелью пешеходов в ДТП и предостережений экспертов, которые говорили о том, что все попытки приспособить города к автомобилям на практике не принесут ничего, кроме экономических затрат. Миллионы жителей североамериканских городов введены в заблуждение, считая, что неизбежная покупка машины — не следствие отсутствия достойных альтернатив, а результат их свободного выбора. И до тех пор, пока мы не расстанемся с этим заблуждением, люди так и будут гибнуть под колесами машин.
Там где главенствуют автомобили, для защиты пешеходов нужны ограничения, а порой и специальные законы. Но нет необходимости всегда и всюду отдавать машинам приоритет. В конце концов, безопасность пешеходов можно обеспечить просто-напросто отдав им назад хотя бы часть улиц, где они когда-то были хозяевами, и заставив автомобилистов считаться с правилами поведения в таких местах, как это было в далеком прошлом.
Рассеянность есть рассеянность. Мобильные телефоны усыпляют бдительность водителей также, как и пешеходов, но с куда более серьезными рисками для всех остальных.