Пешеходы, которых сбивают, когда они переходят на красный, получают серьёзные травмы в полтора раза чаще, чем те, кто переходит на зелёный. Зачастую в этом обвиняют самих пешеходов, но исследования показывают, что частый переход на красный в значительной мере связан с тем, как спроектирован переход и как долго длятся сигналы светофоров. Долгое время ожидания зелёного провоцирует людей перебегать до того, как он загорится.
Фото А.Гершмана отсюда
Плохо спроектированный перекрёсток может привести к тому, что люди будут перебегать на красный
Исследователи из центра EMBARQ (подразделения Всемирного института ресурсов) собрали видеоданные о пешеходах, переходящих на красный, и разработали статистическую модель для предсказания того, как влияет дизайн перекрёстка на поведение людей. Основной их вывод — на перекрёстках, где у светофоров много фаз, а пешеходам приходится долго ждать зелёного, люди чаще перебегают на красный. На графике ниже — ожидаемый процент тех, кто не будет ждать зелёного:
Pedestrian Delay — время ожидания зелёного пешеходами, Pedestrian green phase length — длина зелёного для пешеходов, Signal cycle length — длина всего светофорного цикла. По горизонтали — время, по вертикали — вероятность, что пешеход перебежит на красный
Помимо времени ожидания, на поведение пешеходов также влияет сложность фаз. Вероятность того, что пешеход дождётся своего зелёного сигнала выше, если основная конфликтная точка у него — с перпендикулярным потоком машин. Чем сложнее становится конфигурация светофора, тем чаще люди не подчиняются его сигналам. Например, отдельная фаза для левого поворота машин повышает вероятность того, что пешеход будет перебегать.
Но дело не только в светофорах. Люди чаще ждут зелёного при большом потоке автомобилей на улице. При этом интересно другое: если улица неширокая, то её перебегают чаще, но при этом она безопаснее.
Фото А.Гершмана отсюда
Как учесть поведение пешеходов, проектируя улицы
Далеко не всегда перекрёстки в городах спроектированы с учётом потребностей пешеходов: «город должен ехать» и вот это всё. Как результат — пешеходы долго ждут зелёный и не понимают, почему он всё не загорается и не загорается. Конечно, по одному исследованию стопроцентных выводов делать нельзя, но на некоторые мысли и предположения оно наводит.
Вероятно, главный вывод, который можно сделать, — чтобы пешеходы меньше перебегали на красный, время ожидания зелёного должно быть по возможности максимально коротким. Добавлять избыточные поворотные фазы или продлевать существующие для повышения пропускной способности — не выход: с высокой долей вероятности люди будут чаще перебегать на красный.
С точки зрения пешеходов и доступности для маломобильных, чем короче переход — тем лучше, потому что это безопаснее. Безопасность — это даже более важный показатель качества пешеходной инфраструктуры, чем вероятность перебежать на красный. Но при проектировании улиц надо помнить, что их сужение улиц приведёт к тому, что пешеходы будут реже соблюдать сигналы светофора, что несколько снизит эффект от сокращения длины перехода. В таком случае рекомендуется не только сужать улицы, но и применять на них дополнительные меры по успокоению трафика.