Сеульский метрополитен. Seoul Metropolitan Subway. Официально 수도권 전철 (Судогуан Чончоль) или просто 서울 지하철 (Соуль Чихачоль). Первый метрополитен в мире по протяженности линий, первый по годовому пассажиропотоку перед Москвой, второй по количеству станций после Нью-Йорка. Рассказ о нём был в голове с самого начала.
И начать этот рассказ стоит с 17 мая 1899 года. Тогда, на третий год как королевство Чосон сменилось Корейской Империей, в Сеуле появился трамвай.
Трамвай развивался и дальше, во время японского правительства это был основной вид городского транспорта.
В то же самое время город начали заполнять автобусы и автомобили. Даже в самые лучшие годы сеульского трамвая сеть была небольшой, автобусы восполняли это упущение.
Трамвай продолжал работать и после войны, и после появления новой Корейской Республики. Но с автобусами он уже не мог конкурировать. Последний трамвай прошел по Сеулу 29 ноября 1968 года. Сеть закрыли навсегда.
Все вагоны производства Mitsubishi порезали на металлолом, осталось только два, один, что на фотографиях, под номером 381, стоит около Сеульского музея, второй, 363, выставлен в Сеульском национальном научном музее.
Несколько лет город жил без рельсового городского транспорта. Это не могло продолжаться долго, “корейское чудо” превратило Сеул в мировую столицу. Мировая столица не может жить одними автобусами. И 15 августа 1974 года в Сеуле появилось метро.
Сеульский метрополитен был сконструирован довольно интересно с самого начала. Первая линия метро проходила под землёй только в центре города и состояла из девяти станций, соединяясь далее с обычными железными дорогами. Получилось сквозное движение из Инчхона и Сувона в Сеул.
Сейчас первая линия Сеульского метро потрясает. Её общая длина – 200 километров. Чтобы проехать из конца в конец одного из хвостов, а линия имеет несколько ответвлений, требуется четыре часа, и уходит она далеко за Сеул. За первой линией последовала вторая, третья, четвёртая кольцевая, сейчас в Сеульском метро 19 линий и 607 станций протянутых от далёкого юга до границы с Северной Кореей, от западного побережья и до далёкого востока.
В магазине башни Seoul N Tower продается сувенирка с “округленной” схемой Сеульского метро, против официальной “под Лондон” и реже встречающейся географической. По ней очень легко внешне сравнить сеульскую и московскую сеть. Даже если взять кольцо, четвёртую линию, его длина в Сеуле это 71,5 километров. В Москве же кольцо умещается в 19,4 километра. С другой стороны из-за этого использовать сеульское кольцо так же как московское неудобно, слишком уж долго ехать по окружности по сравнению с радиусом.
Уже совсем скоро станций станет ещё больше. На схемах уже нарисовали линию из Сувона в Йоннин, ещё откроют уже в декабре. (Дополнение: И действительно, открыли в декабре по расписанию). Одна из основных хитростей подобного роста заключается в диверсификации системы. Часть линий построена и работает под руководством Korail, корейских железных дорог. Некоторые совместно с Seoul Metro, а вторая только под управлением Seoul Metro. Линии с пятой по восьмую контролируются Seoul Metropolitain Rapid Transit. Линия “Новый Бундан” из Гангнама в Йоннин – Neo Trans (DX Line), линия “Инчхон 1” – Инчхон Транзит. AREX – Korail Airport Railroad. U Line – Uijeongbu LRT Corporation. Йоннинский EverLine – Yongin Rapid Transit Corporation.
Из-за этого нельзя как-то обобщить всю систему. На разных линиях будет разный подвижной состав, на некоторых будет токосъем верхний, на некоторых нижний, на линиях разных компаний будут разные билеты, на станциях будет разный дизайн и отличающаяся навигация, лишь колея в Сеульском метро общая, Стефенсоновская 1435 мм. Но всё это – одно железнодорожное царство.
Метро в Сеуле можно заметить ещё над землёй. Большинство линий построены под улицами на небольшой глубине. Вероятнее всего открытым или же “московским” способом проходки. Поэтому вентиляцию без каких-то изысков делают в “американском” стиле.
Иногда вентшахты вынесены повыше. На некоторых улицах их любят, это же и бесплатный стул и для уличных продавцов бесплатная полочка.
Входы в метро разнятся от “парижских” в виде банальной лестницы под землю, до “московских упрощенных”, в виде лесенки с козырьком.
Иногда довольно красивых, как в этом примере, станции Гангнам. Общей красной буквы М в системе быть не может, однако у каждого входа будет башенка с номером станций, номером выхода, названием станции корейским, латиницей и китайским и какой-нибудь картинкой.
Нумерация эта очень интересная штука. Каждая станция в Сеульском метро имеет свой номер. Большого смысла в этом может и нет, но это облегчает поиск станции. По номеру можно понять как далеко станция расположена от конечной и к какой линии она относится.
А вот нумерация выходов не просто штука интересная, но и очень удобная. Выходом в Сеульском метро считается лестница на поверхность, в здание или куда-то ещё извне метро. У некоторых станций, вроде Сеульского Вокзала или Гангнама их может быть под дюжину, без нумерации задача поиска выхода была бы очень весёлой. Аналогичная система используется в Гонконге, там вместо номеров выходы имеют буквенные обозначения, и даже у Мосметро есть план её ввести в рамках улучшения городской навигации.
На каждой станции в Сеуле стоят информационные таблички с картой города и отмеченной на ней схемой метро, со схемой станции, схемой окрестностей и указанием выходов с их номерами. Аналогичные таблички установлены в переходах.
На карте города отмечены даже электродепо, деталь, которую повсюду в мире стараются от пассажиров прятать. Ещё, раз уж картинка попалась хорошая, можно заметить как отмечены пересадочные станции – одним из символов Кореи, корейским инь-янем Самтегуг, три цвета которого означают небо, землю и человека. Знак кирпича на конце линии означает конечную станцию. Обычные линии указаны кружочком с их номером.
Схема окрестностей в стиле радара показывает основные точки интереса в нескольких радиусах вокруг станции и примерное расположение этой схемы внутри станции.
Схема станции висит тоже не для того, чтобы просто показать красивую картинку.
Иногда, особенно на пересадочных станциях, подземное царство огромно и занимает множество уровней.
На станции Итевон, а возможно и на некоторых других, карта города с отмеченной схемой метро дополняется расписанием последних поездов.
Расписание поездов, не только последних, можно найти на всех станциях, на официальном сайте и даже в неофициальной телефонной софтине. Расписание открыто, поезда его придерживаются неукоснительно.
У входа на некоторые станции висят схемы линий с указаниями как долго куда-то ехать, тоже удобная деталь.
Чтобы попасть внутрь станций нужно пройти через турникет. Корейцы не надеются на совесть пассажиров, турникеты стоят на входах, выходах и переходах в случае, если переход проходит между линиями разных компаний.
Турникеты могут быть с закрывающимися, если что-то не так, дверками или с поворотным ежом. Часто оставлен один проход в виде большой двери – это для инвалидных и детских колясок.
Дети в метро до определенного возраста проезжают бесплатно, на станции Итевон для детей поставили специальную арку.
На каждом турникете расположен экран, показывающий сколько денег было снято с карты или билета в данный момент и сколько денег на карте осталось. На выходе сверху будет либо 0, либо определённая сумма в зависимости от длинны поездки.
Билет в Сеульском метро покупать нужно от станции до станции с указанием желаемых пересадок. Иначе на нём не хватит средств и придётся перед выходом доплачивать. Из-за частных линий и стоимости, прогрессивной от расстояния, а базовый тариф работает на маршрутах до 10 километров, посчитать цену одной поездки довольно сложно.
Билет, являющийся RFID-карточкой, после поездки нужно скормить автомату и получить залог в 500 вон (полдоллара) назад.
Всё это билетное веселье надоедает очень быстро, поэтому у каждого, кто задерживается в Сеуле и Кёнги-до больше чем на день появляется T-money Card. T-money можно назвать электронным кошельком и бывает он в виде RFID-карты, брелка или даже софтины для телефона с NFC, последнее вполне популярно.
T-money можно назвать коллегой лондонского Oyster, гонконгского Octopus, токийской Suica и новой московской Тройки. T-money принимает весь транспорт Сеула, картой можно даже платить в кофейных автоматах, в телефонах-автоматах, да практически везде где нет продавца, а лишь автомат. И иногда даже когда продавец наличествует.
Купить эту карту можно в автоматах на крупных станциях и практически в каждом минимаркете в городе. При покидании города карту можно вернуть и получить назад остаток и залог. Главное её не терять, карта не привязывается ко владельцу, потеря значит потеря. Так в один день лишился 40 тысяч вон. Кому-то повезло. Хотя этот кто-то мог бы и набрать адрес электронной почты, что был написан на визитке вложенной в карман вместе с картой.
Покупать билеты в метро и пополнять T-money проще всего в автоматах. Тётенек в будках в Корее нет. Иногда есть пареньки в стеклянных коробках, но они там разве что для решения каких-то проблем. Опять таки, пополнять карты можно во всех минимаркетах в городе.
Автомат умеет корейский, английский, японский и китайский. В Сеуле эти четыре языка – универсальный локализационный набор. Встретить что-то ещё практически невозможно.
Входы в метро часто объединены с подземными переходами, порою огромными, занимающими целые улицы. В некоторых случаях подземные переходы называются подземными торговыми центрами и действительно, таковыми их можно считать.
В переходах может продаваться всё, от одежды до виниловых пластинок. Но какой-то единой системы переходов, как в Торонто, тоннели в центре города не образуют.
Иногда торговля протекает совсем в выхинском стиле.
С нумерацией выходов по номерам и дополнительной напольной и потолочной навигацией разобраться в что и где в подземном царстве можно довольно быстро. Хотя в первый раз поиск нужного выхода в Гангнаме потребовал двадцать минут.
Почти каждый переход и каждая подземная станция метро рассчитаны на то, чтобы быть бомбоубежищем. Или просто убежищем. Об этом возле входа висит знак.
На многих станцииях можно заметить серьёзный гермозавтор, упрятанный в стену.
Станции со всех сторон очень и очень безопасны. Начиная с того, что на каждой станции, на каждом переходе, будут ящики с пожарным оборудованием.
На каждой станции будут висеть аварийные фонарики. Не растащенные на сувениры. С ними положено бежать наверх по эвакуационным лестницам.
Обязательно будет аварийный телефон, а может даже несколько.
А иногда и знакомая инфососина.
Полицейские не гуляют по станциям, но иногда их можно найти в отдельных подземных участках.
Несколько станций имеют бюро находок, основные крупные – информационные бюро.
Охрану заменяют сотни камер наблюдения, любимая корейцами тема.
Из всех деталей, связанных с безопасностью, самой прекрасной являются ящики с противогазами на случай пожара.
И ящики с противогазами на случай химической атаки. Прелесть.
В переходе под Сеульским вокзалом стоит погодная станция. За экологией под землёй наблюдать.
Сеульский вокзал – образец одного из самых больших пересадочных узлов города.
В нём даже реверсивные светофоры для пешеходов можно найти.
Длинные переходы свойственны многим станциям. В особо длинных тоннелях переход дополняется травелаторами. В переходах, уже в зоне метро, так же как и как в зоне вне метро, есть и магазины, и кафе с кофейнями.
Станции Сеульского метро неглубокие, поэтому чаще всего эскалаторы устанавливаются в дополнение к лестницам.
На многих линиях разрешена перевозка велосипедов, для этого на лестницах стоят линейки.
У практически каждой, если не каждой, станции, обязательно будет лифт, как минимум один.
Если лифта нет, то будет подъемник. Один раз видел, как подъемник использовался по назначению, оно работает, а не просто так.
Сеульский метрополитен очень хорош с точки зрения accessibility. Даже пару раз закрывал глаза и шёл по линиям для слабовидящих и слепых. И ведь никаких проблем, кроме чувства, что все вокруг смотрят как на идиота. В городе сверху на тротуарах же самое, но не так хорошо, как под землёй.
На эскалаторах принято знакомое. “Стойте справа, проходите слева”.
Однако с появлением большого потока правило это сменяется на то, о котором мечтают многие метрофанаты, и безо всяких команд свыше. “Занимайте левую и правую сторону эскалаторного полотна”.
Две личинки, популярные в Корее персонажи из своего мульфильма, напоминают, что надо держаться за поручень. Поскольку у личинок рук нет, держатся они языками, буэээ.
Лёгких напоминаний о хорошем поведении в метро много. Стрелка на лестнице показывает, что подниматься стоит справа.
Поручень с советом.
На всех местах, где есть шанс удариться головой или какой либо частью тела, наклеен жёлто-чёрный поролон.
Для рекламы над эскалатором повесили шкаф с куртками. Шкаф обит поролоном, в дополнение знак “опасно”.
В местах, где есть теоретический шанс поломать высунутую руку на эскалаторе, создана система из висящей пластиковой штуковины и поролонового ограничителя.
Вагоны токийского метро знамениты плакатами о том, как не надо и как надо делать пассажирам. Подобная красота есть и в Сеуле.
Самые интересные плакаты висят вне вагонов, на станциях. На картинке, показывающий идиотизм прыгающих и пролезающих через турникеты также можно увидеть маскота Seoul Metro. Почти у всех линий есть свой маскот.
Встречающиеся часто плакаты – пародия на обложки National Geographic под названием National Subway Graphic.
О зажимающих двери.
О занимающих много места и о целующихся в вагоне.
На большинстве переходов, некоторых входах и на каждой станции установлен телевизор, или даже несколько, показывающие ближайшие поезда и какую-то рекламу.
Или поучительный ролик. Так например узнал, что за фотографирование под юбкой или за то, что в Японии называют “тикан” в Сеуле внушительные денежные штрафы.
Перед появлением поезда экраны показывают на английском и корейском, что подходит поезд в определённом направлении, играет джингл и про прибытие поезда рассказывает аудиоинформатор, тоже на корейском и английском.
На станциях часто можно достать из автомата кофе, воду или печеньку.
Из необычного оборудования на крупных станциях стоит большой тачскрин Digital View с NFC-полочкой.
Такой информационный терминал с дополнительными фичами.
Практически все станции Сеульского метро объединяет наличие стеклянных дверей.
На станциях, где дверей нет, будут хотя бы металлические заборчики.
Двери эти открываются машинистом. В случае аварии они могут быть распахнуты изнутри пассажирами, так же распахиваются и створки между дверьми. В обычной ситуации створки закрыты на трехгранку. Двери открываются тогда, когда двери вагона уже открыты и закрываются, когда вагонные закрыты. В отличие от московского метро, машинисту разрешается делать “предупредительное” закрытие внутренних дверей в час пик разок или два перед настоящим их закрытием. Внешние двери всегда закрываются с первого раза.
Под внешними дверьми на некоторых станциях есть красная полоса, чтобы лучше видеть где кончается станция и начинается вагон, при том что большого проёма между вагонами и станцией нет даже на станциях в кривых.
Над дверьми указано название станции на корейском, английском и китайском, а так же предыдущая и следующая станция. 2-1 это номер вагона и номер двери.
Эта навигация создает небольшую путаницу, поскольку в переходах направления указываются не по следующей или предыдущей станции, а по конечным.
Двери заодно работают рекламной поверхностью.
Или вот внезапно стихи.
Рекламы в Сеульском метро можно сказать что много, но она не особо навязчивая, и конечно её гораздо меньше чем например в Киеве.
Один раз повстречалась реклама в стиле объявлений про регистрацию на кольцевой линии.
К каждой двери подходит напольная навигация. На ней так же указан номер вагона, номер двери и дополнительные фичи, вроде места для инвалидов.
Или приоритетных сидений.
На крупных станциях есть бесплатные туалеты.
Указатели до туалетов всегда поражают точностью.
Так же на больших станциях можно найти автоматические камеры хранения. От часа до трех дней. Воспользоваться можно только если знать корейский, большинство из их интерфейсов не переведено ни на один из языков.
Собрать коллекцию всех станций Сеульского метро – задача не на один год, и пусть этим занимаются корейские железнодорожные энтузиасты. Но всё же.
이태원 (Итевон), линия 6, номер станции 630, открыта 8 марта 2001. Станция под международным районом, что есть зона максимальной концентрации иностранцев в Сеуле.
대화 (Техуа), линия Ильсан, что продолжение третьей линии, номер станции 310, открыта 30 января 1996. Конечная третьей линии в городе Гоян, ближайшая станция к выставочному центру KINTEX, где проходил Robot World.
용산 (Йонсан), линии 1 и Чунган, номер станции 135 и K110, открыта 8 июля 1990. Станция в большом железнодорожном пересадочном узле рядом с огромным Йонсановским электронным рынком.
기흥 (Гихюн), линия Бундан, номер станции K237, открыта 28 декабря 2011. Станция в районе Гугаль-дон Йоннина, южного пригорода Сеула. От неё же начинается белая ворона метрополитена, линия EverLine.
서울역 (Соульёк, Сеульский вокзал), линии 1, 4, AREX, Гёнгыль, на фотографии первая, номер станции 133, открыта 15 августа 1974. Одна из первых станций Сеульского метро, огромный пересадочный узел.
동작 (Дончак), линии 4 и 9, номера станций 431 и 920, на снимке первая, открытая 19 октября 1985. Наземная станция на берегу реки возле Сеульского национального кладбища.
선릉 (Сонлын), линии 2 и Бундан, номера станций 220 и K215, на снимке первая, открытая 29 декабря 1982. Станция возле королевского кладбища в Гангнаме, отсюда и берёт своё название.
Вторая линия Сеульского метро как раз кольцевая. В часы пик количество пассажиров по-московски впечатляет.
Кольцевая линия довольно сложна в навигации, поскольку здесь конечные станции не так явны, а ключевые могут меняться от места к месту. Иногда направления могут быть упомянуты как “внешнее” и “внутреннее” кольца.
На станционных картах кольцо может быть похоже на кактус.
강남 (Гангнам), линии 2 и Синбундан (Новый Бундан), номера станций 222 и D07, на снимке первая, открытая 23 декабря 1982. Станция там, где “оппа Гангнам стайл”.
약수 (Яксу), линии 3 и 6, номера станций 333 и 633, на снимке вторая, открытая 9 марта 2001. Пересадочная в жилом районе, иероглифы которой (藥水) можно прочитать как “лечебная вода”.
종로3가 (Чонло сам-га), линии 1, 3 и 5, номера станций 130, 329 и 534, на снимке третья, открытая 30 декабря 1996. Станции в центре города недалеко от Чхандокгуна, Джонмё, парка Тагполь и прочих интересных мест.
Название станции, что записывается с цифрой, замечательный пример синдрома “Улицы 1905 года”. Не знающий корейский не поймёт, как прочитать эту тройку. К счастью в метро это поняли и на английской транслитерации иногда подписывают “sam” в скобочках.
명동 (Мёндон), линия 4, номер станции 424, открыта 18 октября 1985. Станция в модном районе Мёндон рядом с Почтовой башней и недалеко от горы Намсан с Seoul N Tower.
고속터미널 (Госогтоминоль, Терминал скоростных автобусов, Express Bus Terminal), линии 3, 7, 9, номера станций 339, 734 и 923, на снимке первая, открытая 18 октября 1985. Самая первая станция Сеульского метро на которую спустился с рюкзаком и деревянным чемоданом в конце августа. А всё потому что над ней расположен огромный Гангнамский автобусный терминал, откуда можно уехать куда угодно по Южной Корее.
삼각지 (Самгагчи), линия 4, номер станции 428, открыта 18 откября 1985. Станция около Йонсанского гарнизона, Министерства Обороны и Военного Мемориала Сеула. Наверное поэтому в декорации большая бетонная звезда.
시청 (Сичон, Мэрия), линии 1 и 2, номер станции 132 и 201, на снимке последняя, открытая 22 мая 1984. Кирпич на станции напоминает о Боровицкой Московского метрополитена.
Декорации станций лаконичны. Здесь нет пхеньянских картин во всю стену, нет московского ампира или парижского ар деко.
Мозаичная история корейского транспорта на Сеульском вокзале радует каждый раз, когда прохожу по переходу.
Ведь иногда лишь простых разноцветных кирпичей достаточно.
Или мелких деталей, и Сеульское метро уже нельзя назвать скучным.
Иногда в переходе можно обнаружить какую-нибудь выставку.
Или целую экспозицию.
Так же, как и станции, подвижной состав слишком разнообразен, чтобы можно было собрать полную коллекцию. Экстерьер, интерьер, количество вагонов, всё это отличается от линии к линии.
Лучше всего смотреть на поезд на конечной станции, когда в вагоне нет пассажиров, что и получилось по возвращению с KINTEX. В данном случае это поезд третьей линии, что находится под управлением Seoul Metro.
Вагоны, несмотря на 1435 миллиметров колеи очень широкие. Компоновка вагонов примерно совпадает с московской-берлинской, длинные сиденья по бокам, те, что у конца вагонов короче или вообще отсутствуют. Практически весь подвижной состав в стране, метро не исключение – южнокорейского производства.
Авторы Сеульской схемы совершили невозможное и уместили её в наддверное пространство. Она не такая удобная, как схемы на станциях, но своё дело делает.
Над частью дверей располагается схема линии, вагоны между линиями не гуляют, переклеивать ничего не нужно. На ней указаны пересадки и сторона, где открываются двери.
Рядом с ней в некоторых поездах экраны, показывающие следующую станцию. Следующую станцию экран показывает на английском, корейском и китайском. Аудиоинформатор говорит по-корейски и по-английски, на крупных пересадочных узлах добавляется китайский и кавайный японский голос. Однако в случае объявления чего-либо машинистом, делать это он будет только на корейском.
Вторая линия имеет вагоны с информатором в стиле гонконгских поездов и новых поездов метровагонмаша, только реализованную очень аккуратно.
Под крышей вагона расположено ещё несколько экранов, молча показывающих рекламу и новости, информации о станции отдана лишь одна строчка внизу. По бокам экранов лампочки в виде стрелок, показывающие где дверь.
Экраны работают от независимого компьютера, и проблема с этим компьютером преображает поезд в вагон-глюк.
В некоторых поездах электроника попроще, вместо экранов многоцветные светодиодные панели. Но тоже всё самое важное, где дверь и что за станция.
“Не прислоняться” на дверях Сеульского метро дополняется “не прикасаться”. В случае третьей линии сама дверь покрыта узором, состоящим из логотипов Seoul Metro.
Возле дверей закреплён рычаг экстренного её открытия. Интерком пассажир-машинист обычно установлен в конце вагона, а доступного пассажиром стоп-крана в вагонах нет.
Все вагоны Сеульского метро сквозные. Старые модели имеют двери ручные, недавние модели уже двери автоматические, а новые не имеют дверей совсем.
Сквозной проход выглядит очень красиво.
Крайние сиденья в вагоне являются приоритетными. Что интересно, занимать простые корейцы их будут только в случае пустого вагона, в час пик они свободны для любого дедушки. В дополнение к этому корейцы не прочь уступить место старушке.
Причём корейские бабушки, если не сидят на “своих местах” наоборот очень любят уступать место молодым. За дедушками такого замечено не было. Но дедушки в Корее суровые.
Все вагоны метро имеют кондиционеры. В некоторых устроены “тёплые зоны”, когда либо середина вагона, либо несколько вагонов в середине поезда на два градуса теплее остальных.
Обычно вагоны довольно свободны. Благодаря сквозной конструкции пассажиры рассредотачиваются по всему составу.
Полочка над сиденьями позволяет забыть вещи, а если не забыть, то уменьшить количество вещей, стоящих в проходе.
Перила в вагонах расположены высоко, держаться предлагается за висячие штуковины.
Бизнесмен смотрит бейсбол по телефону с выдвинутой антенной через цифровое телевидение. Весь Сеульский метрополитен покрыт 3G, LTE и цифровым телевидением.
В то время, как за спиной пассажиров на линии Новый Бундан в тоннеле проходит красивый танец светящихся панелей, все смотрят в телефоны и планшеты. Южная Корея это самая сетевая страна в мире. Порой до уровня антиутопии.
Что удивительно, так это то, что в вагонах есть торговля и даже попрошайничество. По вагонам ходят музыканты, ходят с сумками и тележками продавцы.
Как-то раз проходящий по вагону кореец просто положил листочек с просьбой о денежках всем на колени или сумки, а потом собрал эти листочки обратно, иногда с деньгами.
Так неожиданно хорошая звукоизоляция и сквозной проход торговцам, попрошайкам и музыкантам помогают.
Над рекой поезда проходят по метромостам. Их несколько, снаружи невзрачных, соединённых с мостами автомобильными.
При выходе пассажиры молча расступаются, если конечно замечают. Если не замечают, можно и легко толкнуть. “Вы выходите?” не принято. Во время часа пик Сеульский метрополитен приобретает московские черты.
Но никогда не становится совсем уж страшным.
Всего лишь 39 лет назад в городе не было ни одной линии. Сейчас Сеул не может жить без метро.
Когда-нибудь, когда Кореи объединяется, Сеульское метро соединится с Пхеньянским. Получится один большой Корейский метрополитен. Будет красиво.