Я один из тех, кто постоянно всех обгоняет на эскалаторе. Если левая сторона свободна, то ни неодобрительные взгляды тех, кто едет справа, ни звуковые объявления, ни даже падения не могут меня остановить — по крайней мере, пока. И я такой не один: это привычка многих, от которой в некоторых городах людей пытаются отвадить ради безопасности.
Лондон пытался, Гонконг пытался, Вашингтон пытался. Теперь пытается Токио. JR East (ж/д перевозчик востока Японии — прим. ред.) запустил кампанию с призывом стоять на обеих сторонах эскалаторов на самых загруженных хабах. На стены и над эскалаторами теперь висят надписи на японском и английском языках: «Ходьба по эскалатору может привести к инцидентам с другими пассажирами или с багажом». На ярких розовых поручнях — такие же надписи. А на некоторых станциях стоят охранники в ярких жилетах и направляют людей. Если люди действительно торопятся, им лучше пользоваться лестницами.
Пока результаты противоречивы: согласно Радиовещательной корпорации Японии (NHK), железнодорожники отмечают, что, хоть некоторые и стали останавливаться, многие пассажиры всё ещё ходят по эскалаторам. Кампания продлится до 1 февраля.
Но людям нужно подчиниться. По сообщению Japan Times, проведённое в Токио исследование Японской ассоциации лифтовых организаций, из 1475 инцидентов с эскалаторами в 2013-2014 годах, более 880 стали результатом неправильного поведения пассажиров (включая ходьбу или бег по эскалаторам).
Помимо этого, есть дополнительный эффект: люди перестанут вести себя как идиоты на эскалаторе, как вот этот пассажир из Лондона, который попросил слепого с собакой-поводырём отпустить поручень, чтобы он мог пройти.
«Это всего пара секунд вашей жизни», — попытался встать на защиту слепого сотрудник метро. Но именно эта возможность выиграть пару секунд и является причиной, почему мало кто от этого отказывается. И это несмотря на то, что наукой доказано: если все стоят на эскалаторе, то это эффективней для… всех.
Подсчёты Дептранса Лондона (TfL) показали, что если на одной из самых загруженных станций лондонской подземки — Holborn — все будут стоять на обеих ступенях эскалатора, то это даст возможность провести на 31 человека в минуту больше — на 24%. Почему так? В теоретическом исследовании 2002 года доказывается, что если эскалатор выше 18 метров, то по ним ходят меньше людей, оставляя достаточно места для стоящих пассажиров. (В самом деле, единицы ходят по длиннющим эскалаторам Вашингтонского метрополитена, где надо преодолеть 60 метров. (а уж на Парке Победы-то тем более — прим. пер.))
В Лондоне проверили эту гипотезу в боевых условиях — 3 недели на станции Холборн в 2015 году показали: скопление людей снижается на 30%. Но тогда дальше эксперимента дело не пошло.
Почему так трудно немного изменить привычку, чтобы всем стало лучше?
Получится ли у Японии то, что не получилось у остальных? У них уже удалось незаметно влиять на поведение пассажиров, используя голубые огоньки для предотвращения попыток суицида в метро до распространения высокочастотных звуков, отпугивающих молодёжь от валанданья и вандализма. В 2014 году уже была попытка приучить людей стоять на обеих сторонах ступеней эскалатора во время кампании «Давайте возьмёмся за поручень». Но и тогда, как писал Wall Street Journal, люди давали другим пройти.
Почему так трудно немного изменить привычку, чтобы всем стало лучше? Неужели так трудно просто стоять на эскалаторе?
Бывший глава Нью-йоркского Дептранса Сэм Шварц в интервью New York Times заявил, что собственные интересы доминируют «везде, где есть проблема вместимости». Рассказать, что надо делать по-новому, даже объяснив логику, не всегда эффективно. Нужны идеи получше.
После той первой попытки люди предложили альтернативы в соцсетях: может, поощрять тех, кто стоит, деньгами или баллами для оплаты поездок? Или, может, нужны однополосные эскалаторы, по которым будет невозможно пройти? Такие идеи затратны, и поэтому они не были приняты.
Но вообще редко случаются ситуации, когда кто-то падает с эскалатора по вине других. И я уж точно бы пожертвовал несколько секунд, чтобы те, кто едет со мной, быстрее вышли или зашли на станцию — и сэкономили бы своё время.
Перевел Михаил Чижов. Взяли отсюда.