Как развивать инфраструктуру для электросамокатов

June 9, 2021

Практически каждый день в новостях появляется очередная статья про самокаты в России — складывается впечатление, что идёт буквально Первая самокатная война. Тут запретить, тут ограничить, тут замедлить — поступающие от чиновников и силовиков разных мастей предложения одно другого хлеще. В фейсбучных районных группах открыт второй фронт, где схлестнулись в ожесточённой битве диванные войска. За спорами теряется суть: революция микромобильности пришла и в Россию, и сами люди уже показывают, каким транспортом хотят пользоваться. Значит, город должен приспособиться — создать инфраструктуру. Причём мировой опыт показывает: это возможно.


В последние годы в мире — а в последнее время и в России — набрала популярность так называемая микромобильность. Электросамокат стал средством передвижения для десятков миллионов людей по всему миру, которые совершили сотни миллионов поездок. И уже можно сделать какие-то выводы — по каким улицам ездить на электросамокате удобнее всего, в какое время это выгоднее всего, как правильно организовать парковку электросамокатов.

Города, которые следят за этим, могут делать то, что другим кажется невероятным: недорогими средствами проводить точечные изменения инфраструктуры, основанные на потребностях жителей в конкретный момент времени. Возможно, сейчас впервые в истории чиновники могут принимать настолько точные градостроительные решения, основанные на больших данных.

E-scooters to be allowed on roads in government trials | Financial Times

Данных по прокатным электросамокатам действительно много — это и общее количество поездок, и количество уникальных пользователей, и самые популярные места для езды, и средняя скорость, и многое другое. Такая кладезь информации — очень ценный ресурс для тех, кто отвечает за развитие транспортной системы города. И если в Москве выбирают путь ограничений, а в Санкт-Петербурге — путь запретов, это тупиковая ветвь развития. Зарубежный опыт показывает: имеющиеся данные могут помочь городам встать на путь развития, а не боязни всего нового. И уже есть несколько примеров, как города занялись инфраструктурой именно вследствие развития прокатных самокатов.

Атланта

Atlanta Inno - New Fleet of E-Scooters Hit the Streets in Atlanta, City  Releases Dockless Stats

Когда прокат электросамокатов только запускался в столице штата Джорджия Атланте (население агломерации — 5,5 миллионов человек), в городе было всего 4 мили (около 6,5 км) обособленных велодорожек. Очень быстро оказалось, что этого катастрофически не хватает, чтобы вместить всех желающих самокатчиков — и мэру города Кише Лэнс-Боттомс пришлось принимать меры.

Довольно быстро город принял план действий: дополнительные 12 миль (19,3 км) обособленных дорожек для средств индивидуальной мобильности. Оттягивать, впрочем, не стали, и сразу сделали временную инфраструктуру на одном из самых загруженных транспортных коридоров города. Спустя какое-то время получили очень важные связанные друг с другом данные: 87% велосипедистов и 83% самокатчиков сообщили, что на временной инфраструктуре чувствовали себя более безопасно, и это привело к увеличению количества поездок на велосипедах и самокатах на 58%.


Мэру ничего не оставалось, кроме как прокомментировать: «Запрос жителей понятен — люди хотят более безопасные улицы, и они хотят видеть изменения».

Тель-Авив

Tel Aviv's scooter craze, explained by the guy behind it - ISRAEL21c

В 2019 году в одном из рейтингов городов с худшими пробками Тель-Авив занял пятое место. Спустя год там решили ситуацию побороть, и поможет городу микромобильность: к 2025 году должно появиться 160 километров новой инфраструктуры.

Прибрежный израильский город — один из мировых лидеров по использованию электросамокатов. Собираемые с шерингов данные помогают местным чиновникам обновлять инфраструктуру. В ближайшие 5 лет там планируют увеличить долю тех, кто ездит на работу на средствах индивидуальной мобильности с 11 до 25 процентов.

Санта-Моника

Is Santa Monica Ca Dangerous

В ещё одном прибрежном городе, американской Санта-Монике, ещё в 2011 году приняли «План действий по развитию велодвижения», по которому в городе создали масштабную велоинфраструктуру. В прошлом же году этот план пришлось изменить, чтобы адаптировать город к новым микромобильным устройствам. После анализа нескольких миллионов поездок на электросамокатах, а также используя данные о загруженности улиц и очагах аварийности, чиновники подготовили список улиц, где должны появиться новые обособленные дорожки для велосипедов и средств индивидуальной мобильности, а также прочие удобства, которые сделают такие способы передвижения удобнее.

Проведённый в 2019 году опрос показал: около половины пользователей средств индивидуальной мобильности брали велосипед или самокат напрокат именно вместо поездки на личном автомобиле. Это впечатляющая цифра не только для нас, но и для местных депутатов: поправки в «план по развитию велодвижения» были приняты единогласно.


Михаил Чижов по мотивам публикации в Intelligent Transport.
Сбор регулярных пожертвований в Казань
Собрано 500 из 10 000 рублей

Еще статьи на эту тему