Архитекторы и урбанисты со всего мира активно ищут новые способы превратить безжизненные города машин в жизнеутверждающую среду обитания людей. Каждый из них разрабатывает свою собственную концепцию переустройства и пытается предвидеть, каким путем эти изменения произойдут: эволюционным или революционным. Датчанин Ян Гейл для решения этого сложного вопроса предлагает посмотреть на город с позиции человека, находящегося среди зданий. Передвигаясь, человек должен видеть не только машины, но и других людей, и хоть иногда останавливаться, чтобы насладиться тем, что располагается вокруг.
Ян Гейл – датский архитектор, консультант по дизайну городской среды, профессор. Он родился 17 сентября 1936 года в Копенгагене, где в 1960 году получил степень магистра архитектуры в Датской королевской академии изящных искусств. Чуть позже, в 1966 году Гейл получает от академии исследовательский грант на изучение форм использования общественного пространства, результаты которого впоследствии будут изложены в его главной книге «Жизнь среди зданий» (1971). В этом же году он начинает свою преподавательскую деятельность: в Датской королевской академии изящных искусств становится сперва преподавателем, затем старшим преподавателем и, наконец, профессором факультета дизайна городской среды. Начиная с 1972 года Яна Гейла активно приглашают читать лекции ведущие университеты мира, в числе которых Калифорнийский Университет (Беркли), Университет Торонто, Университет Мельбурна, Университет Кейптауна (в общей сложности Ян Гейл был приглашенным лектором более чем двадцати университетов Европы, Азии, Северной и Южной Америк, Австралии, Африки).
В 1998 году был учрежден новый Центр по изучению общественных пространств (Center for Public Space Research), директором которого становится Ян Гейл. Он также начинает возглавлять ряд архитектурных и градостроительных журналов, таких как «Journal of Architectural and Planning Research», «Urban Design International» и «Town Planning & Architecture». В 2000 году Ян Гейл основывает свою собственную компанию «Gehl Architects – Urban Quality Consultants», которая успешно работает и по сей день.
В течение более чем сорока лет Ян Гейл занимается преобразованием городской среды в пространство, в котором могут и хотят жить люди. По его мнению, все – архитекторы, урбанисты, работники транспортной сферы должны смотреть на город с позиции пешехода. Книга Яна Гейла «Города для людей» («Cities for People», 1971) – не просто декламация его идейной позиции, но и методическая разработка путей решения этой проблемы как в глобальном, так и конкретном локальном смысле. Настоящий Город для Людей должен быть Живым, Безопасным, Привлекательным, Устойчиво развивающимся и Здоровым (Lively, Safe, Attractive, Sustainable and Healthy). Таким Город для Людей обязан оставаться, несмотря на всевозможные неизбежные процессы, например, демографическое колебание и изменение стиля жизни.
Модернистский городской пейзаж, так часто воспринимаемый исключительно из окна автомобиля или автобуса, не рассчитан на постижение исходя из человеческого масштаба: для того чтобы город прочувствовать, необходим аспект скорости – не скорости шага или бега, а мчащегося автомобиля или поезда. Вернуть город человеку – позиция Яна Гейла. Ключевым в данной ситуации является архитектура зданий именно с точки зрения пешехода. Ян Гейл предлагает последовательный и рациональный подход к дизайну городской среды, который заключается в социологическом и психологическом исследовании городского пространства и подробном фиксировании загруженных и свободных точек. Следующим этапом преобразования городской среды является ее постепенное улучшение, которое основывается на позитивном опыте других городов. Все идеи Яна Гейла – не абстрактные размышления об идеальном городе-утопии, это результат его практических разработок и изучения ситуации в конкретных городах Европы, Америки и Австралии, где он сравнивал взаимоотношения пешеходов, транспорта и общественного пространства.
В качестве объекта своих экспериментов Ян Гейл взял родной Копенгаген, который благодаря изучению и постепенной модернизации был превращен из автомобильного города в пешеходный. Быстрым этот процесс преображения не был – в общей сложности на модернизацию ушло сорок лет, однако именно в результате работы Яна Гейла пешеходная улица Стрёгет (Strøget) стала самой длинной и удобной в Европе. Это была не единственная улица в Копенгагене, преобразованная Яном Гейлом и его фирмой Gehl Architects в рамках городского стратегического плана муниципалитета Копенгагена. Двухкилометровая улица Нёрреброгаде (Nørrebrogade), находящаяся в мульти-национальном районе Копенгагена (с превалирующими арабской, турецкой, пакистанской, боснийской, сомалийской и албанской общинами) имела довольно скандальную репутацию из-за постоянных беспорядков и столкновений радикальной молодежи и полиции. Эта загруженная автомобилями и еле-еле пробирающимися сквозь пробки автобусами улица была преобразована в пешеходно-велосипедную, «разбавленную» зелеными зонами скверов и рекреаций. Таким образом, Ян Гейл смог увидеть и реализовать ее совершенно иной потенциал.
Ян Гейл даже вводит новый термин «копенгагенизировать» (англ. to copenhagenize), чтобы описать свое видение того, как крупные города на примере столицы Дании могут принять велосипедную культуру, в противном случае машины вытеснят людей под землю. Ян Гейл убежден, что пешеходно-велосипедным можно сделать абсолютно любой город. Такой гуманистический подход к организации городского пространства привел к созданию особого явления, которое получило название нового урбанизма (New Urbanism).
Новый урбанизм – концепция компактного экологического пешеходного города в противоположность нездоровому автомобильному, стремящемуся к расползанию мегаполису. В какой-то мере в принципах «организации соседства» новый урбанизм следует традициям построения жилых районов до Второй мировой войны и европейских средневековых городов. По словам Джона Норквиста, президента и генерального директора Конгресса нового урбанизма, это движение в первую очередь помогает архитекторам, проектировщикам дорог и застройщикам восстановить старые технологии градостроительства. Например, то, как правильно спланировать систему пешеходных путей квартала или как разработать сбалансированную схему деления города на функциональные зоны. По его словам, «для многих серьезных дизайнеров работа в сфере нового урбанизма как восстановление после сердечного приступа»[1].
Новый урбанизм призывает вернуть город его жителям и сделать его доступным и дружелюбным. Благодаря чему город станет таковым? Прежде всего, благодаря удобству расположения и пешеходной (или велосипедной) доступности всех зданий, при которых большинство объектов находится в пределах 10 – 20-минутной ходьбы от дома до работы на взаимосвязанных небольших улицах, которые обеспечивают перераспределение транспорта и облегчают передвижение пешком, а также избавляют город от заполонивших его парковок и гаражей. Все необходимое для человека сконцентрировано в одном микрорайоне: жилые здания, магазины, офисы; помимо объединения зданий разного функционального назначения, происходит смешение (assembling) и людей разных возрастов, уровня доходов, культур, бэкграунда и национальностей. Города, спланированные по принципам нового урбанизма, обходятся гораздо дешевле других за счет эффективного использования транспорта и энергии. Особое внимание уделено озеленению города, причем это не только ландшафтный дизайн с его клумбами и аллеями, но и настоящее переустройство уже существующих районов и отдельных зданий в новые экологические зоны и объекты.
Ключевые идеи нового урбанизма изложены Яном Гейлом в его книге – «Жизнь среди зданий: использование общественных пространств» (“Life Between Buildings: Using Public Space”). Жизнь между зданиями дает возможность людям общаться, быть среди других людей, а это – главная ценность города и городской жизни, такой город будет непременно более привлекательным для жизни. Как пишет сам Ян Гейл, «возможности для встреч и ежедневной деятельности в городских общественных местах или в жилых районах позволяют быть среди людей, видеть и слышать их, наблюдать за их поведением». Жизнь среди зданий представляет собой в первую очередь низко интенсивные, пассивные контакты («вижу и слышу»), однако Ян Гейл добавляет, что хотя эти контакты и кажутся незначительными, они все же ценны, поскольку каждый отдельный контакт между людьми формирует предпосылки для более сложных взаимодействий.
Живые города, о которых пишет Ян Гейл, – это такие, в которых люди могут взаимодействовать друг с другом.
Безусловно, почему бы обществу не объявить своей целью здоровый образ жизни без стресса и разобщенности с другими людьми, при котором все близко и есть возможность наконец-то узнать тех людей, с которыми суждено жить рядом. Общество уже давно признало важность экономичного расходования природных и своих личных ресурсов, как минимум путем отказа от вождения личного автомобиля. Однако все же не стоит игнорировать тот факт, что в это же время и для предпринимателей открываются новые пути по обогащению за счет односторонней экономии жителей: у людей, тратящих меньше денег на автомобили и топливо, возникает желание восполнить баланс потребления. Таким образом, их траты на все остальное вырастут на столько, на сколько и уменьшатся за счет отказа от автомобилей. Касательно вопроса экономии Ян Гейл заметил, что если в городе создать благоприятные условия, грамотно спроектировав центральные и жилые районы, то вполне может отпасть необходимость в дорогостоящих и часто неоправданных попытках сделать здания утрированно интереснее и богаче, используя сильные архитектурные эффекты. «Жизнь среди зданий, – говорит Ян Гейл, – более богатая, стимулирующая и полезная, чем любая комбинация архитектурных идей».
Все же полностью отказаться от какого-либо транспорта даже внутри небольшого города невозможно, да и не является эффективным. Сделать транспорт в большом городе максимально экологическим – вот что больше всего занимает Яна Гейла. Он предлагает заменить автомобильный транспорт на велосипеды, роликовые коньки и самокаты. Его девиз – больше ходить и меньше ездить, так как для того, чтобы быть здоровым, человеку нужно делать в день минимум десять тысяч шагов. В интервью Ян Гейл встал на защиту велосипедов: «Велосипеды — это общественная жизнь. Когда горожане едут по улице на велосипедах, то вокруг видят много людей. А когда на машинах — железа. А для меня именно общественные пространства, общественная жизнь — самое главное. Чтобы люди гуляли, чтобы им было хорошо, чтобы все соответствовало масштабу человека. Лучший город на свете, знаете какой? Венеция. Все остальное — компромисс. Венецианские улицы — маленькие, тихие, на них люди останавливаются и говорят друг с другом»2. В другом интервью у него спросили, как будет выглядеть город через пятьдесят лет. И Ян Гейл ответил, что автомобили перестанут быть привычным личным транспортом, а города окончательно вернутся людям, «в них снова будет приятно ходить пешком, гулять, ездить на велосипеде. Наступит расцвет общественного транспорта, особенно метро. И это будет по-настоящему интеллектуальная транспортная система, гораздо лучше сегодняшней. Велосипеды станут частью этой системы. Вот в Дании не так давно появилась важная услуга: по интернету можно арендовать велосипед на вокзале, и, когда ты выходишь из поезда, он уже ждет тебя. Велосипеды у нас уже стали частью общественного транспорта, но для этого, конечно, понадобилось много лет»[2].
Безусловно, нужно согласиться с Яном Гейлом, что города сейчас становятся на путь устойчивого развития, поэтому транспорт должен быть экологически чистым, что сделает город более здоровым и снизит объемы потребления ресурсов и затраты энергии. Однако реально ли если не полностью, то хотя бы частично заменить транспорт в мегаполисе на экологический? Кто будет вкладывать в это средства, и кто будет совершать ежедневные многокилометровые переезды на велосипеде… Итак, рано или поздно мы должны задать вопрос: способен ли новый урбанизм реконструировать мегаполис, сохранив его как единое целое? Новый урбанизм Яна Гейла гуманистичен по своей сути, так как он ставит на первый план интересы человека. Все вместе эти принципы нового урбанизма поднимают условия жизни на новый качественный уровень и позволяют создавать среду, которая обогащает, поднимает и вдохновляет человеческий дух. Поэтому хотя бы создание соответствующих условий для модернизации станет весьма значительным стартом к строительству новых Городов для Людей.
Компания Gehl Architects, занимаясь архитектурой отдельных объектов и городским планированием в целом, из проекта в проект разрабатывает идеи нового урбанизма. Занимаясь с 1998 года развитием городской среды торгового и развлекательного района Осло Akker Brygge, Ян Гейл смог достичь значительных результатов: в итоге эта прибрежная портовая городская зона стала любимым местом встреч людей – она живая, современная и многофункциональная. Вместе с SLA, командой ведущих ландшафтных архитекторов, Gehl Architects в 2005 году возродили еще одну территорию рядом с гаванью – теперь уже индустриальную зону Bjrvika.
В 2007 году Департамент транспорта Нью-Йорка нанял компанию Gehl Architects для изменения улиц и площадей этого мегаполиса, чтобы улучшить качество жизни пешеходов и велосипедистов. Ими были преобразованы многие общественные пространства города, в числе которых Бродвей и Тайм Сквер. Стратегические рекомендации Яна Гейла помогли Нью-Йорку стать по-настоящему активным, привлекательным и удобным для жизни, безопасным и здоровым городом. Подобные разработки реорганизации общественных мест были проведены чуть ранее, в 2004 году, в Лондоне. Повсеместное доминирование автомобилей было решено заменить здоровым балансом между транспортным движением, грамотной логистикой общественного транспорта и пешеходным движением.
В современной России проблема преобразования города начинает постепенно ставиться на первое место, так как окончательно назрела необходимость сделать общественные пространства более гуманистическими и здоровыми. Специфика российских проектов, созвучных идеям нового урбанизма, заключается в особом масштабе, так как они предполагают полное переустройство целых районов, часто путем возведения нового на месте разрушенного старого. Теоретические и практические разработки Яна Гейла основаны именно на безопасном подходе к реновации городской среды; их применение позволит вдохнуть жизнь в непривлекательные зоны и создать новые общественные пространства, а впоследствии превратить все больше автомобильных городов в Города для Людей.
[1] Миллер А. Новый урбанизм: традиционный дизайн для качественной жизни.
[2] The Village: Архитектор Ян Гейл о велосипедах и будущем мегаполисов.
Автор — искуcствовед, редактор журнала "Капитель".