Американские транспортники утверждают, что правильное расположение автобусных остановок поможет сэкономить деньги, не экономя на удобстве пассажиров.
Где лучше устроить автобусную остановку — до перекрёстка или сразу после него? Оба варианта имеют своих сторонников, которые, подобно остро- и тупо-конечникам, могли бы спорить об этом целую вечность. Однако нашлись люди, которые решили все подсчитать и поставить в этом споре точку — докторант Университета МакГилла Эхаб Диаб и транспортный проектировщик Ахмед Аль-Генейди опубликовали работу, в которой анализируют плюсы и минусы обоих вариантов.
Надпись вверху — «Остановка за перекрёстком», надпись по центру — «Остановка перед перекрёстком», надпись внизу — «Остановка посередине квартала»
Что безопасней?
Сторонники расположения остановок до перекрёстка считают, что такой вариант безопасней: водителю лучше видно пешеходов, которые переходят дорогу. Кроме того, ожидая зелёного сигнала, водитель получает небольшую паузу, чтобы лучше сориентироваться в транспортном потоке.
Однако у такого расположения есть и свои недостатки: другие транспортные средства порой пытаются обогнуть автобус по левому борту, чтобы совершить правый поворот. При этом водитель автомобиля может не заметить пешехода, скрытого за автобусом.
С остановками за перекрестком тоже не все безоблачно: пешеходы будут обходить автобус сзади, что небезопасно.
Что эффективней?
Авторы исследования считают, что удачно расположенная остановка повышает эффективность общественного транспорта. К такому выводу они пришли путём анализа данных о работе транспортных система Монреаля и Орегона. Оказалось, что на остановках до перекрёстка транспорт стоит дольше — задержка составляет от 4,2 до 5 секунд. Казалось бы, что такое 5 секунд, но на маршруте с сорока остановками эти секунды накапливаются в три с лишним минуты. А в масштабе целой транспортной системы минуты трансформируются в целые автобусы. Иными словами, сократив задержку, можно пустить по тому же маршруту меньшее число автобусов — без всякого ущерба для их регулярности и комфорта пассажиров.
Регулярность интервалов — один из способов повысить привлекательность и надёжность ОТ в глазах пассажиров. Это настолько важный фактор, что нередко транспортники проявляют чрезмерную щедрость: к примеру, если окажется, что для обеспечения стабильного интервала на маршруте надо запустить в среднем 2,1 автобуса, они легко округлят эту цифру до трёх. Но если транспорт идёт точно по расписанию, не теряя ни секунды, то число автобусов можно сократить до двух. И это огромный резерв для экономии. К примеру, в Орегоне эксплуатация одного автобуса стоит почти 142 доллара в час. Именно по этой причине водители зачастую закрывают двери буквально перед носом у спешащих пассажиров — водители не вредные, а просто экономные.
Перевела с английского Анастасия Ромашкевич
Если вам понравилась статья, мы переведём ещё