В Амстердаме появился человек с необычной должностью — ночной мэр. Он пока не наделен всеми полномочиями своего дневного коллеги, но тоже на многое способен.
Нужен ли большим городам свой Чайнатаун — район, где жизнь не затихает даже ночью? Бывший клубный промоутер 35-летний Мирик Милан в этом абсолютно уверен. Он считает, что создание такого района в его родном Амстердаме поможет найти здоровый баланс между противоречивыми желаниями горожан, часть из которых мечтает о спокойном ночном отдыхе, а другая хотела бы веселиться до утра. «Если мы хотим, чтобы экономика Амстердама работала 24 часа в сутки, мы должны создать зону, в которой все работает круглосуточно, — говорит он. — Там могут находиться офисы, круглосуточные библиотеки для студентов, а также места, где можно поесть ночью. Сейчас в Голландии невозможно найти нормальную еду после 21:30. Если к тебе поздно вечером приехали друзья из другого города, максимум на что вы можете рассчитывать, — это порция картофеля фри».
Мирик Милан, «ночной мэр» Амстердама (Источник)
Звучит амбициозно, однако развитие ночной жизни — прямая обязанность Милана, который носит гордый титул «ночного мэра» Амстердама. Смысл этой должности, которая была учреждена в 2014 году, в том, чтобы заполнить «белые пятна» в жизни города. Для большинства чиновников ночь — это разврат, преступность, раздражающий шум и рвота на тротуарах. Даже самые либеральные из них обычно отправляются спать в десять вечера. Другое дело — ночной мэр, который помогает найти общий язык представителям бизнеса, местным жителям и официальным лицам. Милану это удаётся настолько хорошо, что, глядя на его успехи, должность «ночного мэра» завели также Грониген, Неймеген, Тулуза, Париж и Цюрих; аналогичные планы есть также в Лондоне и Берлине. В апреле в Амстердаме пройдёт первый в истории съезд «ночных мэров».
Сила Милана в том, что он пытается решать знакомые всем большим городам проблемы, используя непривычные для «дневных» чиновников подходы. Например, в целях борьбы с шумом, порождаемым ночными заведениями, он предложил продлить часы их работы. Вплоть до недавнего времени, все ночные клубы закрывались в будние дни в 4 часа утра, а в выходные — в 5. И именно в момент их закрытия, когда толпа разгорячённых посетителей разом вываливала на улицы, жители чаще всего жаловались на шум. Милан помог десяти клубам, расположенным в спальных районах за кольцевой дорогой, получить лицензию на право работать круглосуточно. Шума стало меньше. «Не все посетители ночных клубов хотят домой в 4 утра, многие готовы потусоваться подольше, — объясняет Милан. — Имея круглосуточную лицензию, клуб сам решает, когда им закрываться и открываться, поэтому им не приходится разом выгонять на улицу толпу в тысячу человек. Люди уходят из клуба постепенно, небольшими группами — кто-то отправляется домой в три, а кто-то задерживается до восьми утра. Шума становится меньше, а клуб получает возможность продавать больше билетов и приглашать больше диджеев». Ну а сам Амстердам получил шанс воскресить поблёкшую было славу столицы ночной жизни.
Площадь Рембрандта (Источник)
Впрочем, «ночной мэр» нужен не только для того, чтобы обеспечить амстердамцам и гостям города дополнительные возможности для тусовок. На площади Рембрандта, где располагается множество баров, он пытается снизить шум и прочие безобразия с помощью штата своего рода «дружинников». «В пятницу и субботу на площади дежурят десять человек, чья задача — предотвращать всевозможные проблемы, — рассказывает Милан. — Это не полицейские и не охранники. Они дружелюбны и просто разъясняют людям правила поведения. Многие просто не осознают, что ведут себя вызывающе. Например, выходят из клуба, где грохочет музыка, и по инерции продолжают говорить очень громко. Обычно бывает достаточно просто напомнить об этом, чтобы они начали говорить потише».
Хотят титул «ночной мэр» звучит очень значительно, он не является представителем исполнительной власти. Милан всего лишь возглавляет небольшую общественную организацию и получил этот пост по итогам онлайн-голосования, в котором участвовали обычные горожане, завсегдатаи музыкальных фестивалей и члены экспертного совета. Финансирование его деятельности делят между собой городские власти и владельцы ночных заведений.
«Мы небольшая организация, у нас нет никакой реальной власти, но мы стараемся влиять на восприятие людьми ночной жизни и связывать интересы всех сторон, — говорит Милан. — Многие просто не понимают, что такое ночная жизнь. Думают, что тут есть какие-то особые законы, отличающиеся от дневных. Если ночью возникает проблема, то первая реакция полиции: „Надо с этим кончать“. Любую ситуацию пытаются решать запретами, но это убивает индустрию. Наша задача — объяснить, почему ночная жизнь важна для города».
У Милана интересный взгляд на вещи. Он, например, считает, что популярность таких городов, как Берлин, объясняется не только низкими ценами на жилье, но и богатой ночной жизнь — без неё он был бы не так интересен. Когда он добивался 24-часовых лицензий для ночных клубов, то использовал именно этот аргумент — клубы помогут оживить скучные пригороды. «В ночной экономике занято множество талантливых людей, — говорит Милан. — Графические дизайнеры, клубные промоутеры, диджеи — ночная жизнь даёт им возможность развить свои таланты, но они задействованы и в дневной экономике. Креативные бизнесы важны для современной экономики — не только в Берлине и Амстердаме, а во всей Европе».
Перевела с английского Анастасия Ромашкевич
Если вам понравилась статья, мы переведём ещё