Элиза Гарсия (Elisa García) рассказывает, что такое психология среды и как она может пригодиться при проектировании общественных пространств.
Источник
Попробуйте проделать нехитрый эксперимент — вспомните три общественных пространства, где вам нравится бывать, и подумайте, что делает их такими привлекательными? Может, все три места имеют нечто общее? Или каждое из них прекрасно по-своему? Так или иначе, они притягивают людей к себе — это и есть влияние психологии среды.
Психология среды как новая дисциплина возникла в1960-х , а главный тезис, на котором она основывается можно сформулировать так: люди своими действиями влияют на среду, но и среда влияет, воздействуя на различные органы чувств. Положения этой относительно новой науки станут хорошим подспорьем для ландшафтных архитекторов, которые занимаются проектированием общественных пространств.
Создавайте возможность для общения и чувство сопричастности
Успех общественного пространства прямо связан с тем, насколько удачно оно выполняет свою социальную функцию. Известный американский урбанист Уильям Х. Уайт, исследовавший поведение людей в общественных пространствах и описавший свои наблюдения в книге «The Social Life of Small Urban Spaces», выделили, в частности, такие факторы привлекательности городской среды: количество сидений, связь с прилегающими улицами, возможность выбора модели поведения, группировка отдельных элементов среды в форме треугольника, присутствие живой природы, возможность поесть и естественным образом вступить разговор с незнакомцами.
Более детальная информация — в видеофильме.
Базирующаяся в Нью-Йорке организация Project for Public Spaces занимается развитием общественных пространств в разный уголках планеты и старается придумывать экономичные решения для того, чтобы воплотить идей Уайта и создать у людей чувство сопричастности. Сотрудники этой организации разработали опросник, который мы перевели. С помощью него легко выявить проблемы общественного пространства и найти для них подходящие решения.
Программируйте степень удобства
Удобство — ключевой момент, когда вам нужно привлечь и удержать людей. Если место кажется людям комфортным, они охотно останутся там подольше. Но иногда дизайнеры намеренно используют не самые удобные элементы среды. Например, скамейки с ребристыми сидениями хороши, чтобы быстренько передохнуть и побежать дальше, но плохо приспособлены для долгих посиделок. Неглубокий водоем — удобное средство, чтобы остановить пешеходов, а металлические стопоры не дадут разгуляться людям на роликах. Все зависит от того, каковы ваши цели.
Используйте «принцип десятки»
Принцип, предложенный Project for Public Spaces, работает применительно как к общественным пространствам, так и в городу целом. Если говорить о конкретных местах, то там должно быть предусмотрено 10 разных возможностей для времяпрепровождения (или 10 причин, чтобы проводить там время). В каждом районе должно быть не меньше 10 общественных пространств, удовлетворяющих этому требованию, а в городе — как минимум 10 таких районов.
Здесь вы найдете подробный гид по организации процесса.
Сделайте пространство легко «читаемым»
Правильно организованное пространство легко «считывает» потенциальными пользователями. У людей не должно возникать вопросов — чего им здесь ожидать, чем заняться и т. д., безопасно ли здесь находиться. Добиться этого можно с помощью четко обозначенных ходовых линий, разных видов уличных покрытий, понятных архитектурных форм. Днем общественное пространство не должно превращаться в толкучку, а ночью — хорошо освещаться.
Оставьте возможность для сюрпризов
Исследование Уайта показало, что людям нравится заново открывать для себя знакомые пространства и подобные открытия усиливают у них чувство сопричастности. А проект «Теория веселья», затеянный в 2009 году компанией Volkswagen, показывает, что людям нравятся сюрпризы, например, когда мусорный контейнер превращается в игральный автомат, а ступни лестницы — в клавиши фортепьяно. Но зачастую нужного эффекта можно добиться куда более простыми средствами — с помощью переносной уличной мебели или стульев с вращающимися сидениями.
Позаботьтесь о хорошей видимости
В местах, где люди находятся друг у друга на виду, резко снижается число правонарушений. Чтобы пространство хорошо просматривалось, можно предусмотреть подсветку дорожек, сами дорожки стоит проектировать так, чтобы из разных точек открывались разные перспективы, а зеленые насаждения в общественном пространстве не должны выглядеть как дремучий лес.
А теперь давайте вернемся к началу, когда вы выбирали три пространства, которые вам нравятся. Теперь, когда вы знаете основы психологии среды, вам, возможно, будет легче объяснить, чем они так привлекательны.
Оригинал
Перевела с английского Анастасия Ромашкевич
Если вам понравилась статья, мы переведём ещё
Источник
Попробуйте проделать нехитрый эксперимент — вспомните три общественных пространства, где вам нравится бывать, и подумайте, что делает их такими привлекательными? Может, все три места имеют нечто общее? Или каждое из них прекрасно по-своему? Так или иначе, они притягивают людей к себе — это и есть влияние психологии среды.
Психология среды как новая дисциплина возникла в
Создавайте возможность для общения и чувство сопричастности
Успех общественного пространства прямо связан с тем, насколько удачно оно выполняет свою социальную функцию. Известный американский урбанист Уильям Х. Уайт, исследовавший поведение людей в общественных пространствах и описавший свои наблюдения в книге «The Social Life of Small Urban Spaces», выделили, в частности, такие факторы привлекательности городской среды: количество сидений, связь с прилегающими улицами, возможность выбора модели поведения, группировка отдельных элементов среды в форме треугольника, присутствие живой природы, возможность поесть и естественным образом вступить разговор с незнакомцами.
Более детальная информация — в видеофильме.
Базирующаяся в Нью-Йорке организация Project for Public Spaces занимается развитием общественных пространств в разный уголках планеты и старается придумывать экономичные решения для того, чтобы воплотить идей Уайта и создать у людей чувство сопричастности. Сотрудники этой организации разработали опросник, который мы перевели. С помощью него легко выявить проблемы общественного пространства и найти для них подходящие решения.
Программируйте степень удобства
Удобство — ключевой момент, когда вам нужно привлечь и удержать людей. Если место кажется людям комфортным, они охотно останутся там подольше. Но иногда дизайнеры намеренно используют не самые удобные элементы среды. Например, скамейки с ребристыми сидениями хороши, чтобы быстренько передохнуть и побежать дальше, но плохо приспособлены для долгих посиделок. Неглубокий водоем — удобное средство, чтобы остановить пешеходов, а металлические стопоры не дадут разгуляться людям на роликах. Все зависит от того, каковы ваши цели.
Используйте «принцип десятки»
Принцип, предложенный Project for Public Spaces, работает применительно как к общественным пространствам, так и в городу целом. Если говорить о конкретных местах, то там должно быть предусмотрено 10 разных возможностей для времяпрепровождения (или 10 причин, чтобы проводить там время). В каждом районе должно быть не меньше 10 общественных пространств, удовлетворяющих этому требованию, а в городе — как минимум 10 таких районов.
Здесь вы найдете подробный гид по организации процесса.
Сделайте пространство легко «читаемым»
Правильно организованное пространство легко «считывает» потенциальными пользователями. У людей не должно возникать вопросов — чего им здесь ожидать, чем заняться и т. д., безопасно ли здесь находиться. Добиться этого можно с помощью четко обозначенных ходовых линий, разных видов уличных покрытий, понятных архитектурных форм. Днем общественное пространство не должно превращаться в толкучку, а ночью — хорошо освещаться.
Оставьте возможность для сюрпризов
Исследование Уайта показало, что людям нравится заново открывать для себя знакомые пространства и подобные открытия усиливают у них чувство сопричастности. А проект «Теория веселья», затеянный в 2009 году компанией Volkswagen, показывает, что людям нравятся сюрпризы, например, когда мусорный контейнер превращается в игральный автомат, а ступни лестницы — в клавиши фортепьяно. Но зачастую нужного эффекта можно добиться куда более простыми средствами — с помощью переносной уличной мебели или стульев с вращающимися сидениями.
Позаботьтесь о хорошей видимости
В местах, где люди находятся друг у друга на виду, резко снижается число правонарушений. Чтобы пространство хорошо просматривалось, можно предусмотреть подсветку дорожек, сами дорожки стоит проектировать так, чтобы из разных точек открывались разные перспективы, а зеленые насаждения в общественном пространстве не должны выглядеть как дремучий лес.
А теперь давайте вернемся к началу, когда вы выбирали три пространства, которые вам нравятся. Теперь, когда вы знаете основы психологии среды, вам, возможно, будет легче объяснить, чем они так привлекательны.
Оригинал
Перевела с английского Анастасия Ромашкевич
Если вам понравилась статья, мы переведём ещё
Сбор регулярных пожертвований в Казань
Собрано 500 из 10 000 рублей