Для специалистов, занимающихся городским дорожным планированием, настали интересные времена. Города растут, транспорта становится больше, на повестке дня — борьба с пробками, плохой экологией и дорожными авариями.
Для большинства людей дорожное планирование — задача сугубо техническая, включающая такие параметры как ширина дороги, регулирующие движение дорожные знаки и необходимая пропускная способность. Но с точки зрения социологов, дорожное планирование — это палка о двух концах, поскольку успешный результат должен учитывать интересы самых разных групп, а увязать их не так-то просто. Например, если вы организуете безопасный переход около школы, у окрестных магазинов могут возникнуть сложности с доставкой товара.
Чтобы спроектировать хорошую улицу, надо понять ее ценность для местного сообщества и города в целом.
Любая улица — это транспортная артерия, обеспечивающая перемещение людей и грузов: в автомобилях и на автобусах, на грузовиках и в фургонах, пешком и на велосипеде. Это действительно важная функция и именно она стала доминировать в транспортном планировании, начиная с середины ХХ века. Но такой подход имеет свои издержки. Возникает то, что голландский урбанист Ян Гейл называет "средой для движения со скоростью 60 км/ч" — городские улицы превращаются в многоуровневые развязки и магистральные дороги, нарушающие связность районов.
В такой среде теряется вторая важная функция улиц — социальная.
Как говорит Гейл, в успешных городах люди не только механически перемещаются из пункта А в Б — у них всегда есть повод, чтобы задержаться на улице. Улица — это еще и общественное пространство. Здесь люди живут, совершают покупки, проводят время за столиками уличных кафе, наблюдая за прохожими, здесь происходят публичные собрания.
В Лондоне, где я живу и работаю, улицы составляют порядка 80% общественных пространств, гораздо больше, чем парки, скверы и набережные.
Наши города заинтересованы в привлечении новых бизнесов и притоке профессионалов международного класса, а для этого нам нужна комфортная, безопасная и доступная всем жителям городская среда. Чтобы дать ответ на этот вызов, в Лондоне в 2012 году был сформирован специальный комитет при департаменте транспорта, участники которой разработали систему оценки улиц. Нет универсального решения, которое подходит для всех улиц сразу. Каждая из них требует индивидуального подхода, исходя из ее приоритетной функций. Исходя из этого решается вопрос об установлении скоростного режима и определяется, кто на этой улице в приоритете, — машины, общественный транспорт, люди на велосипедах или посетители местных кафе.
Оригинал
Перевела с английского Анастасия Ромашкевич.
Сбор регулярных пожертвований в Казань
Собрано 500 из 10 000 рублей