Основная масса достопримечательностей и бизнеса сосредоточена в центре, который является самой дорогой и престижной частью города. Так как жить в деловом, культурном и административном центре многим не по карману, большинство горожан всё дальше разбредаются по периферии, где цены на недвижимость гораздо ниже. Южная, вытянутая часть города находится на полуострове, окруженном водами Балтики, а северная часть нависает и расползается во все стороны, как тесто на дрожжах. Так что в нынешнее время, столичная территория имеет полурадиусную форму, и на карте представляется как плохо оторванная половинка блина. В состав столичного мегаполиса входят 2 городишка, Эспо (с западной стороны) и Ванта на северо-востоке.
В столице имеется 2 окружные дороги: дорога #1 пресекает среднюю часть города, а дорога #3 очерчивает северную границу города. Вы спросите, а что же случилось с дорогой #2? Да, задумка была иметь три окружные дороги. Построили первую, начинали строительство второй, не закончили, и бросили все силы на возведение третьей. К тому времени, как дорога #3 была готова, оказалось, что вторая, в общем-то не очень и нужна. На том и порешили. Поэтому, если будите рулить в Хельсинки, имейте ввиду.
Следует отметить, что многие жители столицы не имеют машин. В Хельсинки меньше машин, чем в городах примерно с такой же плотностью населения (Стокгольм, Брюссель). На 1000 человек населения финской столицы приходится всего лишь 390 машин. И даже те жители у кого машины есть, садятся за руль совсем не ежедневно, предпочитая пользоваться общественным транспортом. А уж с этим в Хельсинки всё налажено. На ваш выбор имеются городские автобусы, трамваи, скоростные электрички, метро, такси, и даже одна линия парома (только в летнее время).
Ну а если физкультура вам не чужда, то в ваше распоряжение сеть велосипедных дорожек.
Многие горожане предпочитают велосипед всем другим имеющимся альтернативам, и даже в лютые морозы финской зимы.
Если ехать совсем далеко, а с велосипедом расставаться не хочется, то его можно прихватить на электричку. Электрички и поезда дальнего следования отходят от центрального вокзала города, расположившемся в самом сердце столицы. По полуострову поезда движутся с юга на север, а потом разветвляются на запад и на восток. Так что, крутя педали, можно добраться до какой-нибудь станции почти отовсюду.
Ну а как же можно на велосипеде когда тут снег да лёд? Во-первых, так же как и автомобили, велосипеды переобувают в зимнюю шипованную резину; во-вторых, подбирается соответствующее обмундирование, выдерживающие и морозы, и снег с дождём. В каблуки и мех здесь никто не рядится, предпочтение отдаётся практичной одежде, способной защитить от неприятных климатических условий. Это не значит, что на работе или в светских заведениях все одеты как будто в поход собрались. Просто тут принято переодеваться, и многие добираются до места в одном, а там уже облачаются в то что на самом деле хотели надеть.
Если всё же на машине, а на улице эдак так -25 или -30, то отчаиваться не надо ибо ваш автомобиль можно "разогреть". Вот такие столбики с розетками распространены как в городе, так и по всей стране. За невысокую плату можно подключить железного коня чтобы утром он резво завёлся.
Ну а как обстоят дела с дорогами и транспортным движением в городе с таким суровым климатом? Надо сказать, что и тут с этим всё в порядке. Из-за небольшого количества машин, хороших дорог и уважительного отношения водителей друг к другу и к пешеходам, пробок в городе почти не бывает. За полтора года проживания в этом городе, я не видела ни одной транспортной аварии. Может я не там бываю, но факт остаётся фактом. С гололёдом зимой борются не солью и не реагентами, а дробленой галькой. Природного камня в Финляндии предостаточно, и прибегают к его использованию повсеместно. Дороги, тротуары и велосипедные дорожки чистят не до покрытия, а просто до утоптанного/укатанного снега и посыпают камушками. Делается это часто и систематично, так что везде и всегда можно избежать скольжения, как пешеходам, так и машинам и велосипедам. В Финляндии, одним и самых ценных достояний страны считается чистая пресная вода. Её здесь очень чтят и как могут берегут от какого-либо загрязнения. Так вот эти самые камушки никакого дополнительного загрязнения не добавляют в воды, стекающие с городских дорог. К тому же, когда начинается таяние, гальку эту сгребают в кучи или убирают в контейнеры, и берегут до следующей зимы, когда их опять пускают в оборот. Практично, экологично и экономично!
Почему же в городе мало машин? Точно ответ на этот вопрос я не знаю, но порacспросив местных жителей, вот что я выяснила. Первым делом все говорят об удобстве городского транспорта и ненужности машины, если не считать выезды на дачи (они тут очень популярны) или ещё куда-то далеко. Потом, все сразу вспоминают про парковку, и как сложно найти бесплатное место стоянки. Финны, со своим общим населением в 5 миллионов человек на всю странy, ещё не привыкли к тому, чтобы с них брали деньги просто за то, что они занимают место. И даже если стоянка стоит 10 евро в месяц (как и было до недавнего времени), они считают это просто ненужными тратами. Вообще, народ тут достаточно прижимистый, и предпочитает не выбрасывать деньги на ветер. В столице 3 варианта парковки: бесплатная - где найдёшь; платная - по специальному абонементу и месту жительства; или частая - в гаражах, или на выкупленных парковочных местах. Некоторые квартирные комплексы предлагают квартиры с местом для автомобиля, но за это удобство нужно приплатить. Ну и, конечно же, чем ближе к центру, тем всё дороже, включая парковку. Еще одна причина, которую мне упоминали, это цена за бензин. В центре, бензин конечно дороже, но, по-моему, совсем не значительно, чтобы считать это причиной для того, чтобы не иметь машину. Но всё же, по моим впечатлениям, основная причина заключается в экономичной натуре местного населения и общем уровне экологической образованности людей. Все, с кем я разговаривала, упомянули тот факт, что они не видят смысла в том, чтобы дополнительно загрязнять воздух города при пользовании своим автомобилем, если можно спокойно доехать на общественном транспорте. Многие ещё озвучили, что власти всячески пытаются развивать велодвижение, и удерживать поток автомобилей на дорогах. Очень радует, и поражает осознанность людей и понимание того, что они лично и в своей общей массе в ответе за экологическое состояние их города и станы.
Если своей машины нет, автомобиль можно взять в аренду. Можно-то можно, но дело это совсем не дешёвое и поэтому не пользуется популярностью. Я брала машину в аренду 2 раза. В первый раз мне повезло, и я успела взять самую дешёвую и компактную Смарт Кар за 35 евро в сутки. А вот в другой раз всех малявок разобрали, и пришлось брать обычную 3х дверную Мазду, и это обошлось мне уже в 140 евро в сутки. В случаях когда надо куда-то ехать на машине, а её нет, обычно просят на прокат у знакомых или родственников. Надо уметь делиться и тогда всем будет счастье!
Расскажу про поезда и электрички. РЖД Финляндии называется ВР (VR) и работает очень хорошо. Железнодорожный транспорт это самый удобный, быстрый и популярный вид транспорта в столице. По городу можно передвигаться как на электричках (которые останавливаются почти на всех станциях и из-за этого идут медленнее), так и на поездах дальнего следования (у которых всего пару остановок в черте города, но летят они, как стрела).
Почти все составы скоростные, современного образца, с отоплением, кондиционерами и большими окнами. Есть правда и старые поезда, но они в меньшинстве. Поезда не бывают переполнены, так как, во-первых, здесь сравнительно мало людей, а, во-вторых, поезда ходят не реже, чем каждые 10 минут практически по всем направлениям. На крайний случай, можно всегда сесть на автобус, которых хоть пруд пруди. Электрички ходят регулярно до 23:30 (примерно), а автобусы до 2:00. Позже автобусы тоже есть, но ходят они очень редко.
Метро в Хельсинки работает тоже отменно, но далеко на нём не уедешь, так как есть всего только 2 ветки. Было оно открыто в 1982м году, а новая станция в Эспо должна быть построена к 2015 году. Кстати, Хельсинкское метро - это самое северное метро в мире.
Если метро вам по пути, то это оптимальный вариант, ну а если нет, то всегда можно положиться на электричку или автобус.
Вход в метро, как видно, "свободный". Каждый должен позаботиться об оплате проезда у автоматика с цифирьками.
Заметьте, что в метро есть лифт и урны для сортирования разного вида мусора.
На самый крайний случай, когда, например, нужно что-то перевезти, можно взять такси. Вариант этот удобный, но влетит вам в копеечку. Стоимость проезда на такси регулируются правительством и пересматриваются ежегодно. Проезд стартует от € 5.70 в будние дни (€ 8,80 после 8 вечера и весь день в воскресенье) и по счётчику накручивается по € 1.48/km. Стоимость увеличивается если ваша компания больше двух пассажиров. Ну и, конечно же, с вас возьмут дополнительно за большие сумки и чемоданы.
Не понятно почему здесь до сих пор не существует кар шеринга, таких как Зип-кар, Кар-ту- Г о, или ещё что-либо подобное, позволяющее арендовать машину на короткое время с почасовой или поминутной оплатой. Кстати, общегородского велосипедного проката-шеринга тут тоже нет. Причины почему мне тоже совсем не понятны, учитывая, как любят здесь посягать на великах. Байк-шеринг, на самом деле, тут был, но в 2010 его закрыли, и теперь обещают его возрождение в недалёком будущем.
Ну и наконец поговорим о том, сколько же всё это стоит и как оплачивается. Система общественного транспорта в городе единая и на все действует единый проездной, если он у вас есть. Если вы гость столицы, то временный проездной вам особо денег не сэкономит, но вот если ваше место жительства в Хельсинки (вы должны быть зарегистрированы в местном миграционном отделении), то за какие-то 102.20 евро в месяц (прим. ред. 102 евро - билет "для неместных" и неименной. А именной для своих 46.5) вы можете безлимитно кататься на всех видах транспорта в черте города. Проездной можно купить на проезд только по Хельсинки или включая Эспо и Ванта. Если вы не будете наворачивать километры по городу, то можно просто положить деньги на счёт вашего электронного проездного и оплачивать каждую поездку индивидуально. Ну а если проездного нет, то можно просто вручить деньги кондуктору и он с радостью продаст вам билетик. По городу проезд стоит 3.00 евро, а если вам в Эcпо или Ванту, то стоит это 5.00 евро. Можно сэкономить .50 центов если купить билет заранее в автомате на станции. Студентам кому за 25, безлимитный проезд по проездному обходится примерно 45 евро в месяц, ну а если вам 25 ещё не стукнуло и вы студент, то цена падает аж до 23.30 евро в месяц. Оплата проезда производится на глазах у водителя только в автобусе (иначе вас не пропустят в салон), а в электричках, метро и трамваях пассажиры должны сами подойти к аппарату и снять у себя с проездного деньги за проезд (если нет безлимитного поездного).
Аппарат с зелёным крестом и цифрами снимет деньги с вашего электронного проездного. Если у вас билетик из автомата, то его нужно "пробить" в таком оранжевом компостере.
Вы спросите, и кто же такой сознательный платит, если рядом нет назойливого контролёра? Могу сказать, что большинство платит не задумываясь. Финны - очень сознательный и честный народ. Их контролирует совесть и реальное осознание того, что каждая оплата проезда поддерживает всю их систему общественного транспорта. Правда, по слухам, этих денег совсем не хватает, и всё держится на бюджете, который, в свою очередь, собирается с налогов населения (около 30%). Но есть, конечно, такие, кто и не платит, и их тоже немало. По городу работают контролёры, устраивающие облавы в транспорте. Они носят особую узнаваемую форму, и заходят в вагон по 4 человека, не оставляя шанса ускользнуть зайцам. Если вас взяли под белы рученьки, то отвязаться можно только оплатив штраф, который оплачивается или наличными, или по квитанции, которую вам пришлют домой. И стоит такое удовольствие всего лишь 80 евро.
В заключении, хочу отметить, что в целом, передвигаться по городу очень легко, хотя и совсем не дёшево. Кому денег жалко - велосипед им в помощь, благо масштабы здесь не московские.
Оригинал