Если бы существовал фан-клуб китайских ж\д я бы первая туда записалась и с удовольствием платила бы ежегодные взносы, потому что уровень продуманности обслуживания, удобства покупки билетов для такого количества желающих пользоваться скоростными поездами для передвижения по стране, а их ежедневно набирается до восьми млн человек, очень высок. В отличие от самолетов, которые постоянно задерживаются, поезда работают по минутам.
Начинается все с расписания поездов, оно доступно на разных сайтах, так что если есть интернет можно заранее выбрать с какого вокзала, их в Шанхае три, до какого вокзала, практически в каждом городе-миллионнике по два вокзала, вам удобнее добираться. Однако можно не утруждать себя поисками, количество вариантов огромное, а сразу подойти в кассу, кассиру выдаешь желательное время выезда или приезда он сам посоветует как лучше и как быстрее. С 2011 года все билеты на поезда продаются исключительно с предъявлением удостоверения личности для китайцев и паспорта для иностранцев, необязательно оригинал, подойдет и копия, но китайцам легче с оригиналом, у каждого кассира под рукой находится аппарат, считывающий номер удостоверения, а там целых 16 цифр, и билет печатается автоматически с этим номером. Сделано это для борьбы с перекупщиками, во время китайского нового года, они заранее скупали все билеты, а потом продавали по завышенной цене. На автобусные билеты пока не надо предъявлять паспорта, но их и в два, а то и в три раза больше чем поездов, плюс направлений больше, на любой автобусный маршрут билеты можно купить непосредственно перед отправкой, в то время как на поезд, лучше все-таки заранее. Даже на такие небольшие расстояния, как 150-200 км, куда ехать примерно час, туда тоже всегда найдут билеты в кассах, так как проезжающих поездов много, но можно потерять тот же час в ожидании. На расстояния от 300 км и больше, конечно же, приобретать билеты стоит за день, а в некоторые направления, куда ехать до максимальных 600 км, то лучше за три дня, то есть если надо выехать 21-го, то лучше купить 19-го, раньше нельзя, позже может билетов не быть.
Выход из метро и есть первый этаж вокзала.
Многим удобно покупать через интернет, быстро, но тоже надо отстоять очередь, чтобы эти билеты выбила касса, при заказе билетов через интернет, в формы на сайте ж/д забиваются имена, номера паспортов, при выдаче билетов кассиру необходимо предъявить копию или оригинал паспорт человека, которому забронирован билет, деньги снимаются с карточки при покупке, в случае возврата билета, деньги с вычетом комиссии, это 30% от стоимости билета, возвращаются так же на карточку, с которой производилась оплата. По оплате билета, а это происходит за считанные секунды, когда со счета снимается сумма стоимости билетов на указанный мобильный телефон приходит смска с особым номером (для примера, Е745523772), который надо будет показать кассиру, а также информация о номере поезда, дате, данных пассажира. Вариант через интернет очень удобный, ты знаешь, что твои билеты уже есть, и ты в любом случае уедешь, если не опоздаешь, конечно. Для китайцев удобен вдвойне, потому что для разгрузки касс от интернещиков на вокзалах установлены автоматы для выдачи билетов, заказанных через интернет, там тоже стоит машинка, считывающая информацию с удостоверения личности, для проверки данных, предоставленных при бронировании билета. С иностранными паспортами тяжелее, легче отстоять быструю очередь, которая несмотря на то, что людей много всегда, в любое время, в 6 утра и в 9 вечера, двигается очень очень быстро, потому что все на автомате, и уровень подготовки кассиров очень высокий.
Автоматы для покупки билетов.
Еще одни автоматы по выдаче билетов.
Скоростные поезда, помимо старых, советского плана, делятся на D (dongche, просто скоростной) и G (gaotie, высокоскоростной), первые D-шки уже не считаются особо скоростными, максимальная скорость 250 км, тогда как G-шки разгоняются до 321,5. Можно было бы выжимать и все 350, на что они и расчитаны, но после аварии 2011 года, когда столкнулись два скоростных поезда и погибло 39 человек, скорость решили сбавить до 320, снизив при этом и стоимость на билеты на несколько юаней. Все, конечно, хотят ездить на G-шках, они чише, новее, сидения удобнее, мягче, но они не во всех направлениях ездят, в некоторых только D-шки. Разница в цене небольшая, порядка 5-6 долларов, зато если на поездах D из Шанхая в Нинбо ехать, к примеру, 3 часа, примерно 340 км, то на G – 2 часа, экономия времени, и больше комфорта, можно доплатить.
Так выглядит платформа
Электричка в Тяньцинь из Пекина, и наоборот выезжает каждые 15 минут, билет стоит 58 юаней, это почти 10 долларов, расстояние между городами 124 км, проезжа.т его за 30 минут, в будни курсируют 70 рейсов, в выходные 75, в праздники 85, в дни китайского нового года и октябрьского празднования дня основания КНР пускают до 100 рейсов в день. Так, если всего два года назад ежедневный человекопоток составлял 69 000 человек, то сейчас это уже 125 000 человек.
Однако развивается не только легкодоступные и близкие друг другу направления, из самого густонаселенного города центрального Китая Уханя до Гуанчжоу, сердца самой богатой провинции Гуандун, так же пущены поезда, с выездом каждые 15 минут, расстояние в 1070 км проезжает за 4 часа с максимальной скоростью 394 км. По планам развить железодорожное сообщение в западных провинциях, Шанси, Гансу, Синьцзянь, Сычуань и других, и если на начало 2013 года железодорожные пути для скоростных поездов покрывали 10 463 км, то по плану к 2020-му году количество километров достигнет 16 000.
В каждом вокзале помимо вещания дикторов на китайском и английском висят огромные табло, где указаны близжайшие номера рейсов, зеленым подкрашивается и мигает тот, на который посадка уже началась. В самих поездах объявление остановок проходит так же на китайском и английском помимо табло на проходах с информацией о маршруте, времени прибытия, скорости, температуре внутри поезда и за бортом. Поезда слитные, все вагоны сквозные, закрывается только будка водителя, как и в метро, так что если даже опаздываешь, можно забежать в любой вагон и дойти до своего, главное забежать пока автоматические двери не закроются. Прибытия расчитаны по минутам, к примеру, г. Хайнин, прибытие 11:03, не 11:05 или 11:00, а 11:03, и действиельно, прибывает ровно в заявленное время.
На билетах указан номер рейса, который можно проверить в поисковиках, станция отбытия и станция прибытия (Шанхай - Уси, расстояние 150 км, час пути), дата, время посадки, номер гейта (25В), номер вагона (3) и места (02А), номер удостоверения личности, стоимость (59.50ю., почти 10 долларов) и класс, в данном случае второй, эконом. Если билет выдается по брони через интернет, то выбивается не только номер паспорта, но и имя полностью. Билет можно поменять только один раз, доплачивать не надо, если стоимость та же, поменять в третий раз можно только сдав первые билеты и купив новые. Проверка билетов двойная, на входе и на выходе станции прибытия, так что билеты лучше сохранять.
Платформа
Табло с данными о рейсах, рядом автоматический информационный компьютер с сенсорным монитором.
В каждом поезде есть ресторан, помимо этого с тележками с едой и напитками периодически проходит проводница. В промежутках между вагонами, рядом с выходами по два туалета, всегда с туалетной будагой, а в гэшках так еще и две раковины с жидким мылом, к слову все более менее чисто. Предоставляется бесплатная кипяченая горячая вода.
Поезд расчитан на некое количество пассажиров без мест, у них на билетах так и написано, без места, когда билетов уже нет, а доехать надо, приходится и на такое соглашаться, потом стоишь в проходах, или сидишь прямо на полу, зато доехал.
Разница между первым и вторым классом не особо критичная, в цене это 3-4 доллара, людей, меньше, конечно, шире сидения, больше назад откидываются, но и во втором классе сидения тоже удобные, не так много пространства, это да, но в остальном, то же самое, в первом классе еще и билеты проверяют, действительно ли вы купили билет подороже.
Помимо касс непосредственно на вокзалах, по городу работают ж/д кассы, где вы доплачиваете за билет 0,8 центов за услуги, зато нет очереди, и можно не торопясь советоваться с кассиром как лучше доехать.
В шанхайском самом большом вокзале, которые был открыт к EXPO 2010, когда Китай побил рекорды по посещаемости, за период с мая по октябрь Шанхай и EXPO посетило более 70 млн человек, а в очередях стояли по 9 часов, открылся вокзал Хончиао. Одноименный международный аэропорт находится в нескольких километрах, его тоже реконструировали к EXPO, к вокзалу и аэропорту подходит две линии метро, вторая и десятая, автобусы, и, конечно, такси. Из двух выходов на такси, южного и северного, южный ближе к городу, а значит и очередь там в сотни раз длиннее, однако все проходит цивилизованно и спокойно, очередь никогда не стоит, она безостановочно движется, стоят регулировщики, которые указывают в какое такси вам садиться, стоит и полицейский, который проверяет, чтобы такси не запускало к себе клиентов вне очереди, при мне одного такого словили, штраф в несколько сотен юаней. Есть, конечно, местные бомбилы, которые предлагают не стоять в очереди, а взять и поехать с ними, но я лично не видела никого, кто бы к уходил с ними, все предпочитают отстоять лишние 10-15 минут, но с нормальным счетчиком, выданной счет-фактурой, запечатленным камерой слежения номером такси. Такси подъезжают в четыре линии, давки нет, такси едет сплошным потоком.
Для 25 млн шанхайцев построено три вокзала, Южный, Шанхай, и Хончиао, первые два построены в 1908 и 1909 соответсвенно, последний запущен почти на век позже, в июле 2010, площадью в 130 000 кв. м. пока что самый большой, хотя купол Южного вокзала в диаметре 200 метров, а в высоту 47 метров, по размерам, все-таки уступает Хончиао, он и будет на фотографиях.
Ко второму этажу, где происходит посадка, подъезжают автобусы, машины, такси.
Такси у вокзала
Вокзал Южный
Начинается все с расписания поездов, оно доступно на разных сайтах, так что если есть интернет можно заранее выбрать с какого вокзала, их в Шанхае три, до какого вокзала, практически в каждом городе-миллионнике по два вокзала, вам удобнее добираться. Однако можно не утруждать себя поисками, количество вариантов огромное, а сразу подойти в кассу, кассиру выдаешь желательное время выезда или приезда он сам посоветует как лучше и как быстрее. С 2011 года все билеты на поезда продаются исключительно с предъявлением удостоверения личности для китайцев и паспорта для иностранцев, необязательно оригинал, подойдет и копия, но китайцам легче с оригиналом, у каждого кассира под рукой находится аппарат, считывающий номер удостоверения, а там целых 16 цифр, и билет печатается автоматически с этим номером. Сделано это для борьбы с перекупщиками, во время китайского нового года, они заранее скупали все билеты, а потом продавали по завышенной цене. На автобусные билеты пока не надо предъявлять паспорта, но их и в два, а то и в три раза больше чем поездов, плюс направлений больше, на любой автобусный маршрут билеты можно купить непосредственно перед отправкой, в то время как на поезд, лучше все-таки заранее. Даже на такие небольшие расстояния, как 150-200 км, куда ехать примерно час, туда тоже всегда найдут билеты в кассах, так как проезжающих поездов много, но можно потерять тот же час в ожидании. На расстояния от 300 км и больше, конечно же, приобретать билеты стоит за день, а в некоторые направления, куда ехать до максимальных 600 км, то лучше за три дня, то есть если надо выехать 21-го, то лучше купить 19-го, раньше нельзя, позже может билетов не быть.
Выход из метро и есть первый этаж вокзала.
Многим удобно покупать через интернет, быстро, но тоже надо отстоять очередь, чтобы эти билеты выбила касса, при заказе билетов через интернет, в формы на сайте ж/д забиваются имена, номера паспортов, при выдаче билетов кассиру необходимо предъявить копию или оригинал паспорт человека, которому забронирован билет, деньги снимаются с карточки при покупке, в случае возврата билета, деньги с вычетом комиссии, это 30% от стоимости билета, возвращаются так же на карточку, с которой производилась оплата. По оплате билета, а это происходит за считанные секунды, когда со счета снимается сумма стоимости билетов на указанный мобильный телефон приходит смска с особым номером (для примера, Е745523772), который надо будет показать кассиру, а также информация о номере поезда, дате, данных пассажира. Вариант через интернет очень удобный, ты знаешь, что твои билеты уже есть, и ты в любом случае уедешь, если не опоздаешь, конечно. Для китайцев удобен вдвойне, потому что для разгрузки касс от интернещиков на вокзалах установлены автоматы для выдачи билетов, заказанных через интернет, там тоже стоит машинка, считывающая информацию с удостоверения личности, для проверки данных, предоставленных при бронировании билета. С иностранными паспортами тяжелее, легче отстоять быструю очередь, которая несмотря на то, что людей много всегда, в любое время, в 6 утра и в 9 вечера, двигается очень очень быстро, потому что все на автомате, и уровень подготовки кассиров очень высокий.
Автоматы для покупки билетов.
Еще одни автоматы по выдаче билетов.
Скоростные поезда, помимо старых, советского плана, делятся на D (dongche, просто скоростной) и G (gaotie, высокоскоростной), первые D-шки уже не считаются особо скоростными, максимальная скорость 250 км, тогда как G-шки разгоняются до 321,5. Можно было бы выжимать и все 350, на что они и расчитаны, но после аварии 2011 года, когда столкнулись два скоростных поезда и погибло 39 человек, скорость решили сбавить до 320, снизив при этом и стоимость на билеты на несколько юаней. Все, конечно, хотят ездить на G-шках, они чише, новее, сидения удобнее, мягче, но они не во всех направлениях ездят, в некоторых только D-шки. Разница в цене небольшая, порядка 5-6 долларов, зато если на поездах D из Шанхая в Нинбо ехать, к примеру, 3 часа, примерно 340 км, то на G – 2 часа, экономия времени, и больше комфорта, можно доплатить.
Так выглядит платформа
Электричка в Тяньцинь из Пекина, и наоборот выезжает каждые 15 минут, билет стоит 58 юаней, это почти 10 долларов, расстояние между городами 124 км, проезжа.т его за 30 минут, в будни курсируют 70 рейсов, в выходные 75, в праздники 85, в дни китайского нового года и октябрьского празднования дня основания КНР пускают до 100 рейсов в день. Так, если всего два года назад ежедневный человекопоток составлял 69 000 человек, то сейчас это уже 125 000 человек.
Однако развивается не только легкодоступные и близкие друг другу направления, из самого густонаселенного города центрального Китая Уханя до Гуанчжоу, сердца самой богатой провинции Гуандун, так же пущены поезда, с выездом каждые 15 минут, расстояние в 1070 км проезжает за 4 часа с максимальной скоростью 394 км. По планам развить железодорожное сообщение в западных провинциях, Шанси, Гансу, Синьцзянь, Сычуань и других, и если на начало 2013 года железодорожные пути для скоростных поездов покрывали 10 463 км, то по плану к 2020-му году количество километров достигнет 16 000.
В каждом вокзале помимо вещания дикторов на китайском и английском висят огромные табло, где указаны близжайшие номера рейсов, зеленым подкрашивается и мигает тот, на который посадка уже началась. В самих поездах объявление остановок проходит так же на китайском и английском помимо табло на проходах с информацией о маршруте, времени прибытия, скорости, температуре внутри поезда и за бортом. Поезда слитные, все вагоны сквозные, закрывается только будка водителя, как и в метро, так что если даже опаздываешь, можно забежать в любой вагон и дойти до своего, главное забежать пока автоматические двери не закроются. Прибытия расчитаны по минутам, к примеру, г. Хайнин, прибытие 11:03, не 11:05 или 11:00, а 11:03, и действиельно, прибывает ровно в заявленное время.
На билетах указан номер рейса, который можно проверить в поисковиках, станция отбытия и станция прибытия (Шанхай - Уси, расстояние 150 км, час пути), дата, время посадки, номер гейта (25В), номер вагона (3) и места (02А), номер удостоверения личности, стоимость (59.50ю., почти 10 долларов) и класс, в данном случае второй, эконом. Если билет выдается по брони через интернет, то выбивается не только номер паспорта, но и имя полностью. Билет можно поменять только один раз, доплачивать не надо, если стоимость та же, поменять в третий раз можно только сдав первые билеты и купив новые. Проверка билетов двойная, на входе и на выходе станции прибытия, так что билеты лучше сохранять.
Платформа
Табло с данными о рейсах, рядом автоматический информационный компьютер с сенсорным монитором.
В каждом поезде есть ресторан, помимо этого с тележками с едой и напитками периодически проходит проводница. В промежутках между вагонами, рядом с выходами по два туалета, всегда с туалетной будагой, а в гэшках так еще и две раковины с жидким мылом, к слову все более менее чисто. Предоставляется бесплатная кипяченая горячая вода.
Поезд расчитан на некое количество пассажиров без мест, у них на билетах так и написано, без места, когда билетов уже нет, а доехать надо, приходится и на такое соглашаться, потом стоишь в проходах, или сидишь прямо на полу, зато доехал.
Разница между первым и вторым классом не особо критичная, в цене это 3-4 доллара, людей, меньше, конечно, шире сидения, больше назад откидываются, но и во втором классе сидения тоже удобные, не так много пространства, это да, но в остальном, то же самое, в первом классе еще и билеты проверяют, действительно ли вы купили билет подороже.
Помимо касс непосредственно на вокзалах, по городу работают ж/д кассы, где вы доплачиваете за билет 0,8 центов за услуги, зато нет очереди, и можно не торопясь советоваться с кассиром как лучше доехать.
В шанхайском самом большом вокзале, которые был открыт к EXPO 2010, когда Китай побил рекорды по посещаемости, за период с мая по октябрь Шанхай и EXPO посетило более 70 млн человек, а в очередях стояли по 9 часов, открылся вокзал Хончиао. Одноименный международный аэропорт находится в нескольких километрах, его тоже реконструировали к EXPO, к вокзалу и аэропорту подходит две линии метро, вторая и десятая, автобусы, и, конечно, такси. Из двух выходов на такси, южного и северного, южный ближе к городу, а значит и очередь там в сотни раз длиннее, однако все проходит цивилизованно и спокойно, очередь никогда не стоит, она безостановочно движется, стоят регулировщики, которые указывают в какое такси вам садиться, стоит и полицейский, который проверяет, чтобы такси не запускало к себе клиентов вне очереди, при мне одного такого словили, штраф в несколько сотен юаней. Есть, конечно, местные бомбилы, которые предлагают не стоять в очереди, а взять и поехать с ними, но я лично не видела никого, кто бы к уходил с ними, все предпочитают отстоять лишние 10-15 минут, но с нормальным счетчиком, выданной счет-фактурой, запечатленным камерой слежения номером такси. Такси подъезжают в четыре линии, давки нет, такси едет сплошным потоком.
Для 25 млн шанхайцев построено три вокзала, Южный, Шанхай, и Хончиао, первые два построены в 1908 и 1909 соответсвенно, последний запущен почти на век позже, в июле 2010, площадью в 130 000 кв. м. пока что самый большой, хотя купол Южного вокзала в диаметре 200 метров, а в высоту 47 метров, по размерам, все-таки уступает Хончиао, он и будет на фотографиях.
Ко второму этажу, где происходит посадка, подъезжают автобусы, машины, такси.
Такси у вокзала
Вокзал Южный
Сбор регулярных пожертвований в Казань
Собрано 500 из 10 000 рублей