Маршрутки как транспорт прошлого

February 3, 2013


Макс: Появилась статья одного радийщика, человека скорее из культуры, не из транспортного цеха. Статья про маршрутки. Московское правительство предлагает сейчас контролировать маршрутки. Начинает избавляться от независимых маршруток, будет их контролировать. И вот этот человек написал статью с заголовком «Маршрутки — транспорт будущего».
Он пишет, что маршрутки — это удобно, что это быстро, что они везде есть. И вообще, руки прочь, не трогать маршрутки. Что вы думаете об этой позиции?
Вучик: Это очень-очень наивно и совершенно нереалистично. И нам даже не придётся обращаться к теории, чтобы доказать это. Например, в Мехико транспортная система состояла из метро и небольшого числа автобусов. Они пытались организовать автобусные перевозки, но это было слишком дорого. Тогда пришёл Всемирный банк и заявил: «Вам надо снизить расходы. Маршрутки обошлись бы дешевле! Их не придется так сильно субсидировать». И вот они покупают больше маршруток, и ты видишь эти их повсюду. После этого в Мехико пришёл полный хаос! Если их спросить: «Сколько всего у вас этих маршруток в городе», они ответят: «Мы думаем, вероятно, где-то между 28-ю и 35-ю тысячами, не знаем...». Никакого контроля. Никто не знает, что происходит. Транспортные линии вообще не предназначены для использования людьми не из Мехико. Приехать в Мехико и разобраться в этих маршрутах у вас не получится.
Эти маршрутки крайне неудобны, полностью небезопасны, при их создании игнорировался параметр ударопрочности. Если что-то случится — никто не выплатит вам компенсацию. Можно пораниться, можно лишиться жизни — никакой ответственности. А для правительства это и правда более дешёвая система — это в худшем смысле слова «экономкласс». Что же до комфорта... Я физически не могу там стоять в полный рост, я бьюсь головой! Не могу сидеть, потому что там тесные сиденья. Маршрутки — это утомительные поездки и хаос в городе.
Таким образом, кто бы ни внушил всё это тому джентльмену, который теперь проповедует маршрутки, он должен съездить в Лагос, и в Тимбукту, и во множество африканских городов, и в некоторые южноамериканские города, где их так называемый «независимый» транспорт курсирует повсюду. Там полная неразбериха. Опять же, уровень сервиса... Крайне правые экономисты в Британии предлагали эту модель. И они поддержали децентрализацию транспорта в городах Британии. Сходите и расспросите их об этом: они потеряли 30% перевозок, царит хаос, и они возвращают всё назад... Очевидный провал.
Макс: Но они говорят, что автобус большой и ходит по определённым маршрутам, а маршрутка может ехать куда угодно, она маленькая. И это удобно.
Вучик: Это именно тот случай, когда берётся один аспект и обобщается на всю проблему. Но как вам такая ситуация: вы на автобусной остановке, подходит автобус, и он идет по какому-то маршруту, а следующий автобус — уже по абсолютно другому. И вы точно не знаете, куда идет каждый из них. Хотелось бы вам, чтобы как в странах Южной Америки и Африки все эти маршрутки ездили бы по всему городу, куда угодно? Они-то могут, но вот вы не сможете узнать, куда они направляются. Кроме того, микроавтобусы очень часто ездят по магистральным маршрутам и создают гораздо больше пробок. Потому что там, где требуется восемь этих микроавтобусов, можно было обойтись одним или двумя обычными автобуса.
Макс: На станциях метро в Москве вообще хаос, очень много маршруток стоит в очереди...
Вучик: Да! Это абсолютный хаос. Но притом сходите куда-нибудь в менее оживленный район — можно прождать два часа до следующей маршрутки. То есть, нельзя смотреть только на главный маршрут — следует брать в расчёт всю систему. И тогда вы увидите полностью ненадёжный сервис. Спросите пассажиров, чего они ждут от общественного транспорта. Ответят: скорости и надёжности. Два важнейших фактора. А эта система абсолютно не надежна. Утверждать, будто она улучшит что-нибудь в Москве — совершенно непрофессионально.
Макс: Сейчас правительство Москвы пытается это регулировать. Пока маршрутки совсем неподконтрольны, могут ездить куда угодно. И они действительно наносят ущерб общественному транспорту, потому что забирают себе лучшее...
Вучик: Конечно! Мы это называем «собирают сливки». Они попросту отбивают и обслуживают пассажиров у общественного транспорта.
Макс: Да, да. На главных маршрутах, но...
Вучик: Именно так. А менее востребованные маршруты, которые не так выгодны, оставляют городским транспортным компаниям. И после 9 часов вечера — тоже государственным транспортным компания. И все эти социальные услуги с билетами — и это у госкомпаний. А потом вы еще называете государственное компании неэффективным.
Макс: Да, все так и есть (смеется).
Вучик: Правильно, да
Макс: Ещё одна вещь, которая происходит в Москве — они не платят налоги. Потому что государственные компании должны платить налог с заработной платы, социальный налог, пенсионный налог...
А водители маршруток их не платят, они не платят налоги, как компании. Каждый водитель маршрутки — индивидуальный предприниматель, и у него только налог в 6%. А транспортная компания должна платить налогов на 40% с каждого водителя. Именно поэтому маршрутки обходятся гораздо дешевле автобусов.
Вучик: Но еще вы принимаете людей на зарплату на которую невозможно прожить. Это большая проблема и для Лондона — огромная текучка кадров. Потому что водители увольняются при первой возможности. Они обучают водителей, может быть не слишком хорошо, но обучают же. А потом их теряют. Квалификация водителей гораздо ниже. Безопасность услуг...
Макс: Да, они не соблюдают правила, многие маршрутки не соблюдают правила!
Вучик: Конечно.
Макс: Потому что им надо ехать быстрее и у них нет рисков.
Вучик: Вы заставляете меня сказать об этом... Понимаете, вы были социалистической, коммунистической страной. Вы погрузились в одну крайность. Ужасную — я сбежал от неё. Другая крайность так же нереалистична и плоха, как первая. Так называемый «свободный рынок»... Свободный рынок становится религией. Якобы он должен применяться везде. Да, свободный рынок хорошо работает при производстве обуви или в чем-то подобном. Но экономисты, и все мы знаем, где свободный рынок неприменим. И один из таких случаев — транспортные услуги. Они не должны быть гибкими. Они должны быть целью, а не средством, и они должны быть предсказуемыми. Маршрутки дали Мехико абсолютный хаос. Теперь они убирают микроавтобусы и запрещают их. Они перешли на скоростные автобусы, самый «негибкий» транспорт среди автобусов. Скоростные автобусы перенимают основные черты рельсового транспорта, насколько это только возможно. Потому что рельсовый транспорт — это то, чего хотят люди. Люди хотят знать, когда и куда идёт автобус.
Макс: Да, как метро, как раз это я и спрашивал:
— Вам нравится метро?
— Да.
— А вам понравится такое «гибкое» метро, у которого станции перемещаются с места на место?
— Нет!
Теперь правительство Москвы начинает... Ликсутов пытается регулировать маршрутки. Он представил реформу, по которой водители маршруток больше не принимают плату у пассажиров — те используют автобусные билеты. Доход шофёров не будет зависеть от числа перевезённых пассажиров. Они будут получать зарплату от города. А город будет диктовать им: куда ехать, в какое время и по какому расписанию. И зарплата будет зависеть от количества километров, которые они проехали, а не от числа перевезённых пассажиров. А то сейчас они стоят около станций метро и ждут, пока вся маршрутка станет полной. И лишь потом уезжают. Эта реформа сейчас критикуется по всей Москве. Но выглядит ведь хорошо, нет?
Вучик: Да. Просто съездите в Мюнхен, а потом — в Лагос или в какой-нибудь другой город в Нигерии. Шесть миллионов людей — и никакого регулируемого транспорта. Только маршрутки. Это просто несовместимо! Отправьте этого парня, который рассказывает сказки про маршрутки, и всех этих правых экономистов пожить Лагос, покататься там на транспорте.
Макс: Это не экономист, это кто-то из...
Вучик: Всемирный банк часто проталкивал идею минимальных инвестиций. А в результате получалось минимальное качество услуг.
Макс: А сейчас он держится за ту же идею или уже нет?
Вучик: Теперь они более сдержаны. Но когда-то все они были против рельсового транспорта и против регулируемых автобусов. Они настаивали на маршрутках.
Макс: Но даже с экономической точки зрения это ведь не верно, правда? Если брать в расчет всю систему, последствия, всё...
Вучик: О, да! Последствия? Забудьте о них. Будем смотреть только на цену!
Вы знаете, какой у них был главный аргумент? Правительству не придется субсидировать маршрутки. Это же большая экономия денег. Но, знаете, гораздо дешевле вместо домов построить лачуги. Трущобы — они гораздо дешевле! Если забыть про качество сервиса и про самих людей.
Макс: Но это не только вопрос качества. Если строить всю систему только на маршрутках, экономика пострадает. Ведь город будет...
Вучик: Конечно, ведь именно так люди живут в трущобах — как стадо... Минимальная гигиена, грязная вода, грязь на улицах... Но вы зато экономите кучу денег.
Макс: Тут ещё экономический вопрос, не только вопрос хорошего или плохого сервиса. Если вместо метро у вас множество маршруток, во всем городе будет транспортный коллапс.
Вучик: Вот почему я уделяю внимание истории. Я объясняю, что если маленькая деревня разрастается, то нам нужно изменить и ее транспортную модель. Я показываю логику того, как от микроавтобусов мы переходим к автобусам средних размеров и с выделенными полосами, а потом и к метро. Я демонстрирую эти этапы развития и в чем преимущество каждого нового этапа.
Не брать же метро, которое перевозит 40 тысяч пассажиров в час, и заменять его мелким автотранспортом — опасным, занимающим больше места, неэкономичным, вредными для атмосферы и так далее.


Большое спасибо за перевод Николаю Коринцу


Подписка на блоги Городских Проектов

Сбор регулярных пожертвований в Казань
Собрано 500 из 10 000 рублей

Еще статьи на эту тему