Концепция нулевой смертности в ДТП все активней влияет на транспортную политику американских городов — от Нью-Йорка до Сиэтла. В целом принцип заключается в следующем: свести количество гибнущих на дорогах людей до нуля при помощи проектирования, образования и регулирования.
В США сторонники Vision Zero прежде всего обращают внимание на соблюдение правил. Они были бы удивлены, узнав, что власти Стокгольма стремятся не штрафовать водителей за нарушение ПДД, а стараются сделать поездки автомобилистов безопаснее как в городе, так на пригородных трассах. Главным образом, за счет дизайна.
Не так давно шведы переосмыслили концепцию нулевой смертности, назвав ее Vision Zero 2.0. По словам велоактивиста Ларса Стрёмгрена, разница между старой и новой концепциями заключается в том, что если раньше шведы старались сократить количество смертей и травм на дороге, то теперь они обратились к здоровому образу жизни, который олицетворяют люди, передвигающиеся на велосипедах и пешком.
Стокгольм стремится стать пешеходным городом. Столица Швеции была одним из первых городов мира, где начали взимать плату за въезд в город (так называемый налог на пробки). До ее введения в 2006 году против этого высказывалось 70 процентов горожан. Но теперь примерно столько же людей поддерживает считают плату за въезд в центр города на машине разумной и оправданой. Сейчас в историческом центре Стокгольм есть множество закрытых от машин улиц. Когда больше десяти лет лет назад эти перекрытия только начали вводить, многие были против, однако сейчас пешеходные улицы пользуется большой популярностью.
Одна из причин, по которой пешеходизация Стокгольма стала популярной идеей, заключается в том, что это очень выгодно с экономической точки зрения. Консультационная фирма Spacescape так объясняет эту связь с своем отчете: «Наше исследование рынка недвижимости в Стокгольме показало, что пешеходная доступность влияет на разницу цен на жилье и аренду. Возможность иметь магазины, рестораны, культурные заведения, парки и прочее в пешеходной доступности имеет свою цену. Удивительно, но доступность тех же удобств на автомобиле не имеет существенного влияния на стоимость недвижимости. Стокгольм — один из наиболее быстро развивающихся европейских городов, в котором этот рынок жилья регулируется комфортом пешеходов. Урбанизация работает на экономику».
Уровень жизни во многих стокгольмских кварталах и их привлекательность напрямую связаны с решением отказаться от автомобилей. “Здесь очень приятно жить с детьми, потому что можно позволить им одним поиграть на улице и не беспокоиться, что они попадут под машину”, — говорит Линда Куммэл of Spacescape.
По мере того, как идеи Vision Zero распространяются по всему миру, градостроители и активисты все чаще говорят о том, что города должны сформировать безопасную среду, где хозяином является человек, а не автомобиль. Такие места по определению тише, чище и безопаснее для людей всех возрастов. «Хотя Vision Zero — это прежде всего безопасность, посетив множество городов, включая Нью-Йорк, я думаю, что этого недостаточно, — говорит Клаес Тингволл, директор дорожной безопасности и одни из идеологов Vision Zero. — Нам нужно задуматься о городе для жизни».