Вчера по любезному приглашению украинских ученых snoop58 и terabog наша экспедиция поехала на экскурсию в ЦЕРН, расположенный на границе с Францией около Женевы. Посмотрели лаборатории и компусы для ученых. К сожалению, сам коллайдер нам не показали, там до сих пор ловят бозон Хиггса, но всю наземную инфраструктуру мы посмотрели. Меня больше всего удивило, насколько все открыто. Мы безо всяких пропусков, экскурсий и сопровождающих проходили в любые помещения. Никто не обращал на нас внимания. Здесь нет никаких охранников, строгого режима - ничего. ЦЕРН максимально открыт для любых посетителей, чтобы все могли видеть, как идет работа. Здесь работают тысячи ученых со всего мира и все максимально открыто. Просто потрясащие впечатления.
Немного транспорта в Женеве.
01. Общественный транспорт в Женеве в основном электрический. Для трамваев и троллейбусов сделаны специальные выделенные полосы.
02. Троллейбусы ходят по Женеве с 1942 года. Без троллейбусов здесь обойтись совершенно невозможно, сегодня 9 маршрутных троллейбусных линий обслуживают 90 машин. Интересно, что в конце 1990-х годов множество старых троллейбусов из Женевы были экспортированы в Чили.
03. С мая 2013 года пассажиры Женевы получат в свое распоряжение новый троллейбус без контактных линий электропередач, который будет подзаряжаться на остановках. Если он выдержит испытания, то получит право ездить в Цюрихе и Люцерне. Новые высокотехнологичые троллейбусы будут автоматически подзаряжаться на конечных остановках в течение 3 минут и на промежуточных – за 15 секунд. Подробнее про новые трллейбусы можно прочитать здесь http://www.nashagazeta.ch/news/13843
04. Велосипедисты едут по дорогам, часто мешая машинам.
05. Женевский трамвай стал первым в Швейцарии, он появился в 1862 году. Сейчас в основном используются двунаправленные трамваи Bombardier Cityrunner длиной 42 метра, рассчитанные на перевозку 409 пассажиров.
06. Чтобы пересадить автомобилистов на общественный транспорт власти Женевы начали вводить систему П+Р. Это перехватывающие парковки около остановок общественного транспорта. Водитель получает привилегии в парковке и бесплатный билет на трамвай.
07. Пепельница.
08. Ящики для старой одежды.
09. Приехали в ЦЕРН, крупнейшую в мире лабораторию физики высоких энергий. Около входа бесплатные велосипеды для сотрудников. Территория очень большая и большинство сотрудников катается на велосипедах. На территории есть даже веломастерская, где можно починить своего двухколесного друга.
10. При ЦЕРНе есть музей, где посетителям рассказывают о сотворении мира.
11. Все очень круто и интерактивно.
12.
13. ЦЕРН находится на границе Швейцарии и Франции, вблизи Женевы. Территория ЦЕРНа состоит из двух основных площадок и нескольких более мелких. Большой комплекс зданий включает в себя рабочие кабинеты, лаборатории, производственные помещения, склады, залы для конференций, жилые помещения, столовые. Ускорительный комплекс расположен, как на поверхности (старые ускорители Linac, PS), так и под землёй на большой глубине до 100 метров. Выглядит все не очень презентабельно, большинство зданий старые.
14. Территория.
15. Основным проектом в данное время является Большой адронный коллайдер. Это пульт управления коллайдером. На дальнем плане видны бутылки от празднования по случаю предположительного обнаружения бозона Хиггса.
16.
17.
18. В кабинетах ученых бардак.
19. Главная аудитория, где проходят важнейшие лекции и заседания. Часто, чтобы попасть сюда, студенты занимают очередь с вечера и спят в коридоре прямо на полу. Здесь выступали многие нобелевские лауреаты. Я решил провести лекцию про трамваи, но никто не пришел ((((
20. Столовая.
21. Руководитель городских проектов Анна Кузнецова смотрит на карту ускорителей ЦЕРНа. Большое кольцо - Большой адронный коллайдер. Сейчас там проходят испытания, и спуститься вних невозможно. В следующем году коллайдер закроют на модернизацию на несколько лет и можно будет его посмотреть. Записывайтесь на экскурсии!
22. Помимо открытий в области физики, ЦЕРН прославился тем, что в его стенах был предложен гипертекстовый проект Всемирная паутина. Первоначально проект использовался только во внутренней сети ЦЕРНа. В 1991 году Бернерс-Ли создал первые в мире веб-сервер, сайт и браузер. Однако, Всемирная паутина становится действительно всемирной только когда были написаны и опубликованы спецификации URI, HTTP и HTML. 30 апреля 1993, CERN объявил, что Всемирная паутина будет свободной для всех пользователей. В подвале, где все это было придумано, висит мемориальная табличка.
23. Плакат в коридоре.
24. На дверях некоторых лабораторий висят таблички, запрещающие вход уборщицам.
Вот так.
Эта поездка является частью большой экспедиции по изучению европейских городов. До сентября мы с Кацем будем перенимать европейский опыт. В результате мы хотим собрать все лучшее, что сегодня реализовано в европейских городах, чтобы применить это на практике в России. В сентябре мы проведем выставку и серию лекций, на которых обсудим, как сделать наши города удобными для жизни. Покажем, что все можно сделать очень простыми способами.