В рамках инициативы «Будущее городского развития и услуг» на «Всемирном экономическом форуме» в 2017 году был представлен новый документ «Сотрудничество в городах: от коллаборации до коллаборативной экономики». Этот документ демонстрирует в чем суть подобной экономической модели, как она развивается, какое влияние оказывает на экономику, общество и городское пространство.
Невозможно игнорировать распространение «коллаборативной» модели экономики (экономики совместного пользования) по всему миру. Нынешняя городская среда предоставляет обширные возможности для распределения товаров и услуг. Вместе с развитием технологий, а именно с появлением и развитием интернета, социальных сетей, существовавшие ранее представления об разделении и обмене получили серьезное развитие.
Термин «коллаборативная экономика» еще не имеет универсального академического определения. Однако, можно выделить три особенности, выделяющие эту модель среди всех других:
1) использование цифровых технологий для выявления и связи продавца и покупателя;
2) капитализация незадействованных ресурсов. К примеру — сдача в аренду личного автомобиля, когда мы им не пользуемся;
3) взаимное доверие к участникам заложено в систему самой платформы. Это позволяет избежать обстоятельств, повышающих цену на услугу или время предоставления услуги.
Платформы для реализации подобной модели быстро развивались. По данным исследования 2016 года, в США они имели общую рыночную стоимость в 4,3 триллиона долларов и количество непосредственных пользователей составляла 1,3 миллиона человек.
Услуги и товары могут быть предоставлены не только частными лицами или компаниями, но и городскими властями. К примеру, для общего пользования может быть предоставлено городское имущество (велосипеды, автомобили), городские пространства (для организации мероприятий или торговли), услуги (благоустройство, уборка).
Подобная модель сильно меняет город в экономическом и социокультурном плане. Появляются новые рабочие места, укрепляется экономика города. Ранее незнакомые люди приобретают ощущение сообщества, новых возможностей и перспектив для деятельности. Вместе с этим, появляется и чувство ответственности за городское пространство, само пространство видоизменяется, подстраиваясь под «коллаборативную экономику» (например, с развитием каршеринга облегчается проблема пробок и чрезмерного автомобилепользования). Таким образом формируется гражданское общество.
Автор: Александр Псарёв