Самый удобный способ организовать пересечение потоков пешеходов и велосипедистов с загруженными железнодорожными линиями — оборудовать удобный прокол под ними. Для такого прокола не требуется большая высота, как для автомобильного, а пешеходам тоже комфортно идти: в нём нет ступенек. Кроме этого, для велосипедистов проколы удобнее мостов: сначала идёт спуск, и набранная скорость помогает преодолеть последующий подъём.
Иногда встаёт вопрос безопасности в таких тоннелях. И понятно, почему: в воображении сразу всплывает типичный российский подземный переход, плохо освещённый и опасный. Но проколы могут быть в разы лучше — взять, к примеру, тоннель Эйзенхауэра в голландском Неймегене.
Тоннель Эйзенхауэра. Источник: ECF
Тоннель Эйзенхауэра проходит не только под железнодорожными путями, но и под шоссе N325. Его длина — примерно 80 метров, и задачей проектировщиков было сделать так, чтобы люди чувствовали себя в нём в безопасности. У них это получилось.
Во-первых, они разделили не только потоки велосипедистов и пешеходов (что, безусловно, важно), но и проложили дорожки на небольшом отдалении от стен тоннеля.
Пример, как можно сделать пологий спуск с разделением потоков
Во-вторых, тоннель полностью просматривается ещё до того, как человек въезжает или входит в него.
Тоннель, который полностью просматривается задолго до входа/въезда в него
В-третьих, там, где есть промежуток между путями и эстакадой, сделаны «световые окна», позволяющие солнечному свету освещать тоннель.
Использование естественного и искусственного освещения в велопешеходном тоннеле
В-четвёртых, на стены нанесён слой, не позволяющий рисовать граффити, а сама плитка разрисована детьми, живущими неподалёку.
Ещё один важный момент — удобство маломобильных горожан. Их больше, чем велосипедистов, и им тоже удобнее пользоваться именно такими тоннелями.
Понятно, откуда взялась плохая репутация пешеходных и велосипедных тоннелей: если они сделаны с резкими спусками, поворотами или плохой видимостью — ими пользоваться неудобно. Но есть примеры, которые показывают: если тоннель расположен в правильном месте и хорошо спроектирован, он положительно влияет на связность маршрутов, снижает время в пути, обеспечивает безопасность и комфорт и привлекает людей перемещаться именно таким образом. Москве нужно заимствовать эту идею и приспособить для себя.
МЦД «Дмитровская»: как можно сделать
Сейчас над Москвой из-за запуска МЦД нависла угроза закрытия удобных светофоров и переходов через железнодорожные пути. Призывы не делать этого доносятся с разных сторон: мы, движение Let’s bike it! и другие урбанисты пытаемся образумить московские власти и показать, как можно обустроить переходы, не городя монструозные многопролётные конструкции, а заимствовав лучшие европейские практики.
Как сделать правильно, мы решили показать на одном из самых популярных переходов через ж/д пути в Москве, который может уйти в историю, — на Новодмитровской улице у «Флакона» и «Хлебозавода». Его популярность подтверждается натурными исследованиями: в часы пик там переходит 4000 человек в час, и даже зимой там проезжают велосипедисты — не говоря уже о родителях с колясками. Вот тред про подсчёты пешеходных потоков.
Красный включается за минуту до появления поезда, люди продолжают идти пока не увидят поезд. То есть от такого светофора толку не очень много. pic.twitter.com/Kl6iE4lU3Q
— Vladimir Kumov (@vkumov) November 27, 2019
Если этот переход заменить на гигантский надземник, потеря времени составит около 5 минут. Если считать эти переходы 2 раза в день, 5 дней в неделю — получается аж двое суток в год для сотрудников расположенных рядом офисов.
Подземный тоннель с пологим спуском будет удобен для велосипедистов и маломобильных групп граждан. Наши ГОСТы и строительные правила не мешают сделать переход хорошо и современно — предложенный вариант полностью им соответствует. Ширина тротуара будет 6 метров, а велодорожки — 3 метра, что даст возможность даже в часы пик не толкаться локтями с идущими навстречу.
Тоннель будет совмещён с вестибюлем строящейся сейчас станции МЦД «Дмитровская». Чтобы максимально сократить путь основных пешеходных потоков (от станции метро «Дмитровская» и офисного центра), предусмотрены дополнительные лестничные сходы. Зону перед тоннелем необходимо сделать максимально комфортной за счёт создания общественных пространств.
Востребованным переходам через ж/д пути нужны уникальные решения, которые учитывают особенности района, интересы местных жителей и бизнеса.