Пешеходы против велосипедов, велосипеды против машин и так по кругу. Но всё это только видимость. Если разобраться, цели у нас общие. Все мы хотим жить долго и счастливо. А это не в последнюю очередь зависит от того, как скроены наши улицы.
Безопасные улицы
В прошлом году ДТП унесли 19 088 жизней. И это не только безрассудные велосипедисты или пешеходы, которые плохо снимали наушники, чтобы убедиться в безопасности перехода. Почти три четверти погибших ехали на машине. Нет, дело не только в том, что провинции плохие дороги.
Наши улицы небезопасны для всех участников движения
В Москве в 2017 году из 494 погибших 243 человека были за рулем или ехали в машине пассажирами. Наши улицы небезопасны для всех участников движения. Повсеместные подземные переходы, километры заборов вдоль улиц и даже штрафы для пешеходов не помогут. Многие ГОСТы, которыми руководствуются современные проектировщики, безнадежно устарели. Надо менять весь подход к проектированию. От этого выиграют все.
Разумная скорость
По оценкам Национальной ассоциации городских транспортных проектировщиков (NACTO), большинство велосипедистов не готовы ехать по проезжей части, где машины едут со скоростью 40 км/ч и выше. Есть также чёткая зависимость: чем быстрее едет автомобиль, тем выше вероятностью, что попавший под него пешеход окажется в морге.
Быстрая езда — совсем не гарантия высокой пропускной способности улиц
Автомобилисты часто протестуют против снижения скорости, опасаясь, что “город встанет”. В действительности это не так. Чем выше скорость машин, тем больше дистанция между ними, поэтому быстрая езда — совсем не гарантия высокой пропускной способности улиц. Наоборот: считается, что оптимальная пропускная способность в городских условиях достигается при скорости 50-65 км/ч, а при снижении скорости до 30 км/ч время в пути увеличивается лишь на несколько минут. Спокойные улицы тише и удобней для пожилых и малолетних, что отменяет необходимость в некоторых автомобильных поездках. К примеру, если скорость в квартале не превышает 30 км/ч, ваш ребенок дойдет до школы сам, без сопровождения взрослых.
Чем выше скорость машины, тем меньше видит водитель.
Хороший общественный транспорт
Кто-то ездит на машине для удовольствия, но у многих просто нет выбора. Даже в Москве, где за последние несколько лет было много сделано для развития общественного транспорта, всё еще есть места, куда не добраться ни на метро, ни на автобусе (или добраться, но с миллионом пересадок). Наземный общественный транспорт стоит в пробках вместе с машинами, и это тоже снижает его эффективность и привлекательность.
Альтернатива в виде надежного общественного транспорта позволяет снизить количество желающих сесть за руль
Как справедливо пишет в своей книжке Copenhagenize датский велоактивист Микаэл Колвилл-Андерсен, в городах с хорошей велоинфрастуктуры общественный транспорт тоже отличный. Наверное дело в том, что когда городская администрация начинает считать пропускную способность улиц не в частных машинах, а в людях, строительство велодорог или выделенных полос для общественного транспорта становится самым естественным делом. Реальная альтернатива в виде надежного общественного транспорта позволяет снизить количество желающих сесть за руль и способствует росту числа мультимодальных поездок, когда люди комбинируют велосипед с другими видами транспорта.
МЦК имеет специальные вагоны для людей с велосипедами.
Каждому своё место
Велосипедистам не нравится ездить среди машин, у пешеходов стресс от соседства с велосипедистами и так далее. Выход? У каждого должно быть своё пространство: проезжая часть для машин, велодорога для велосипедов, выделенные полосы для общественного транспорта и тротуар для пешеходов. Казалось бы, места мало, всем не хватит, но только не в российских городах.
Чем шире полосы, тем сложнее водителю соблюдать скоростной режим
Дело в том, что наши ГОСТы на ширину автомобильных полос и так выше европейских, но в реальности машинам отводится даже больше места, чем предусмотрено этими щедрыми стандартами. А чем шире полосы, тем сложнее соблюдать скоростной режим — широкая дорога стимулирует даже ответственных водителей жать на газ. Иначе говоря, ширина автомобильных полос избыточна. Их сужение поможет сделать улицы безопасней, водителей — законопослушней, и даст резерв для велодорог, полос общественного транспорта и тротуаров.
На такой улице у всех есть свое место. Эскиз: NACTO.
Текст: Анастасия Ромашкевич. Оригинал в блоге автора.
Сбор регулярных пожертвований в Казань
Собрано 500 из 10 000 рублей