Прошлой осенью в канун Хэллоуина департамент транспорта Нью-Йорка запустил социальную рекламу, предупреждающую пешеходов о том, насколько опасны городские улицы в темное время суток. День всех святых — отличное время для всевозможных страшилок!
В реальности эта кампания ничего нового из себя не представляет — просто очередная попытка объявить пешеходов ответственными за эпидемию смертельных ДТП, не говоря при этом о реальных причинах трагедий, которые хорошо известны — это избыток машин и плохая дорожная инфраструктура.
Каждый год, как только день становится заметно короче, в США наблюдается рост ДТП, жертвами которых оказываются пешеходы, поэтому Дептранс Нью-Йорка решил провести профилактическую кампанию перед переходом на зимнее время, в рамках которой пешеходам разъясняли, что с наступлением темноты им следует быть более внимательными. Людям раздавали информационные флаеры на самых опасных перекрестках, на автобусах и билбордах разместили визуальную рекламу, а на радио крутили рекламные ролики. Все это обошлось в полтора миллиона долларов.
Сообщение об опасностях темноты стало очередным этапом кампании «Твой выбор важен», запущенной в рамках программы Vision Zero, реализация которой должна полностью исключить смертельные ДТП на дорогах города.
«78% наездов на пешеходов происходит на перекрестках», — сообщает этот рекламный постер.
Однако с этой и другими кампаниями, призванными повысить безопасность на дорогах, есть одна большая проблема — раз за разом пешеходов обвиняют в том, что они ведут себя слишком рискованно и сами подвергают себя опасности. В данном случае, имеют неосторожность выйти на улицу в темное время суток. Это далеко не первая рекламная кампания, авторы которой перекладывают ответственность за смертельные ДТП на пешеходов. Их регулярно обвиняют в том, что они одеваются в слишком темную одежду, слушают музыку в наушниках, разговаривают по телефону и вообще ведут себя рассеянно.
Власти Торонто предупреждают, что ношение темной одежды опасно жизни: «Водителям сложно вас заметить, если вы одеты в темное».
В Вашингтоне хотят, чтобы пешеходы, прежде чем выйти на проезжую часть, установили с водителем зрительный контакт. «Зрительный контакт лучше физического. Убедись, что водитель видит тебя, прежде чем перейти улицу», — примерно так можно перевести это рекламное сообщение.
Вышесказанное вовсе не означает, что власти Нью-Йорка вообще не должны ничего делать. Статистика говорит о том, что число аварий, которые происходят в сумерки и темное время суток, возрастает на 40% по мере того, как дни становятся короче. Вполне естественно, что полиция и транспортный департамент считают нужным отреагировать на эту проблему.
График показывает рост смертельных ДТП и аварий с тяжелыми последствиями для пешеходов в будние дни (за период 2010—2014 годы).
Однако вместо того, чтобы пугать горожан темнотой, им стоило бы обратить внимание на реальные причины аварий, такие как дизайн улиц, их освещение и контроль за соблюдением правил. Это спасло бы жизни людям и при свете дня, и под покровом ночи, 365 дней в году. В таких городах как Нью-Йорк, где уличная жизнь не замирает с наступлением темноты, стоило бы позаботиться о том, чтобы пешеходы чувствовали себя привольно и в безопасности.
Волонтеры раздают водителям флаеры, предупреждающие об опасностях темноты.
Нью-Йоркская кампания включала также информирование водителей и штрафы нарушителям правил. Пресс-релиз, который распространила мэрия, говорил о нетерпимости к опасному вождению, и о повышенном контролем за соблюдением правила в темное время суток. Водители также получили информационные флаеры.
Но этого мало. Как верно отмечают многие активисты, Нью-Йорк — не единственный город на свете, где солнце регулярно садится за горизонт. Во многих городах, дружественных по отношению к пешеходам и велосипедистам (например, Копенгагене, Амстердаме и Утрехте) зимние сумерки начинаются уже в три часа дня. Однако этим городам удалось решить проблему безопасности, разделяя транспортные потоки, так что им не приходится требовать от жителей, чтобы они оснащали себя светоотражающими наклейками, фонариками и шлемами.
В Утрехте тоже бывает темно. Если власти вашего города считают, что для безопасности нужны яркая одежда, шлемы и светоотражатели, — с ними что-то не так и вообще позорище.
Цена кампании в 1,5 млн долларов выглядит как минимум странно с учетом того, что деньги, потраченные на размещение рекламы на бортах автобусов, можно было бы вложить в реконструкцию улиц. Именно столько стоил проект реконструкции Канал-стрит в районе Манхэттенского моста, который считался одним из самых опасных мест в городе — с 2010 год там пострадали 147 пешеходов, один из них погиб. На опасном участке поставили новые светофоры, увеличили пешеходные островки, сократив длину переходов и изменили ширину автомобильных полос. Почему бы не потратить еще полтора миллиона, чтобы улучшить что-то еще?
На 1,5 млн долларов можно купить кучу антипарковочных столбиков, которые куда полезней, чем образовательная кампания.
Ужасно, когда город тратит огромные деньги, убеждая пешеходов вести себя безопасно, вместо того, чтобы сделать город безопасным для пешеходов. Но подобные истории случаются вновь и вновь.
Еще более дикая кампания была запущена в Питтсбурге. В рамках «веселья» на День всех святых на улицы выпустили актера, одетого в смерть с косой. Мрачная фигура блуждала по улицам, оповещая пешеходов об опасностях, подстерегающих их на дороге. Куда уж веселее!
Но и те, кому не посчастливилось встретить смерть во плоти, не остались без забот ревнителей безопасности — в городе организовали виртуальные гео-заборы. На практике это означало, что у пешеходов и автомобилистов при приближении к опасному перекрестку на экране телефона выскакивало предупреждение. Да-да, вы не ослышались — речь идет о всплывающих объявлениях в телефоне у людей, которые идут по своим делам или ведут машину. Но и это еще не все! Власти города также опубликовали руководство по безопасности для пешеходов под названием «Умные улицы», в которых людям снова советовали «устанавливать зрительный» контакт и «носить при себе фонарик». Был там и такой шедевр: «Используйте тротуары, там где они доступны, а при отсутствии тротуара идите по обочине лицом к встречному потоку машин».
Алло, Питтсбург, давайте серьезно: вы в открытую признаете, что не обеспечили элементарную инфраструктуру, от которой зависит безопасность людей. При этом вы публикуете инструкции о том, что делать, чтобы ходить по улицам было не так опасно. Мало того: вы выпускаете на улицы ряженых, чтобы те напомнили пешеходам о том, что вашими стараниями реальная смерть подстерегает их за каждым поворотом. И вот это действительно страшно.
Перевела Анастасия Ромашкевич