В Москве снова голосуют против снижения скорости

October 21, 2018

В соцсетях ЦОДД идет голосование — людям предлагают высказаться, поддерживают они снижение разрешённой скорости машин или нет. В фейсбуке пока лидируют сторонники сохранения текущего ограничения — 60 км/ч.

Снимок экрана 2018-10-21 в 13.50.20.png
Голосование в фейсбуке

В твиттере голосуют за снижение скорости. Статус голосования не понятен, но здравый смысл подсказывает, что сама идея обсуждать вопрос скорости с соцетях — это очень плохая идея.

Снимок экрана 2018-10-21 в 13.49.43
Голосование в твиттере

Существует четкая закономерность — чем выше разрешенная скорость машин в городе, тем чаще ДТП заканчиваются смертью. Города, сумевшие резко снизить число летальных ДТП, начали с того, что снизили скорость машин. Само по себе снижение скорости не изменит картину. Вдобавок к запретительным мерам нужен редизайн городских улиц (сужение полос, создание искусственных неровностей и так далее), но решение снизить скорость машин — первично. Именно оно запускает все дальнейшие изменения. На этом строится самая успешная концепция снижения смертности в ДТП — программа Vision Zero, придуманная в Швеции в 1990-е годы, а потом распространившаяся по другим странам Европы и Америки.

vision-zero-speed-deaths
ЦОДД не потрудился показать подписчикам “наглядный график”, восполняем этот пробел

В качестве преамбулы к голосованию ЦОДД как раз вспоминает Vision Zero и ссылается на данные шведских экспертов о взаимосвязи скорости машин и смертности в ДТП. Здорово, что в ЦОДД знают про Vision Zero, но совершенно нормально, что их подписчики про эту программу слыхом не слыхивали и честно недоумевают, почему им надо прислушиваться к каким-то шведам (тем более, что график им не показали). При этом люди находятся в информационном поле, где им регулярно напоминают о пользе светоотражающих элементов, советуют снимать наушники при переходе улицы и так далее.

Снимок экрана 2018-10-21 в 14.38.34
Люди в комментариях честно не понимают, почему шведы — авторитет

Голосование по снижению скорости сейчас компрометирует само себя, чётко показывая, что результат зависит исключительно от выбора площадки. В российской практике пешеход — это статистическая погрешность. Если к примеру в Лондоне при анализе транспортных тенденций пешеходы рассматриваются как отдельный способ передвижения, то в Москве они всё больше «гуляют по широким тротуарам». При настройке светофоров ЦОДД стремится ускорить движение машин — даже если ради этого пешеходам придется стоять в ожидании зеленого сигнала две-три минуты. Основная доля информации на странице ЦОДД в фейсбуке касается автомобилей: перекрытия улиц, новости парковки, борьба с пробками. Неудивительно, что в соцсетях на страницу ЦОДД подписывается прежде всего их целевая аудитория — автомобилисты. Которым забыли рассказать о том, что они тоже погибают от высоких скоростей. Перевес противников снижения скорости в фейсбуке — логичный результат такого подхода.

Снимок экрана 2018-10-21 в 14.41.11
Голосование на фейсбуке: комментаторы транслируют то, что им обычно рассказывают чиновники в рамках кампаний за безопасность

Твиттер — далеко не самая популярная сеть в России. Но исторически так сложилось, что все российские урбанисты, проектировщики, прогрессивные транспортники и широкие массы, интересующиеся этими проблемами, активно пользуются именно твиттером. Эти люди более компетентны в вопросах безопасности дорожного движения, знают про Vision Zero и жуткую статистику ДТП в России. Они-то и обеспечили голосование твиттера в пользу снижения скорости.

40628670_1432232363577764_8197926106486013952_n.jpg
ЦОДД борется за безопасность, раздавая школьникам и их родителям листовки и шарики

Советоваться с людьми — хорошо и правильно. При условии, что они понимают суть проблемы. Иначе получается фикция и манипуляция. Представьте себе такую сцену: больница, привозят тяжелого пациента, нужна срочная операция. Но вместо того, чтобы расчехлить свои скальпели и спасти человеку жизнь, врачи вдруг устраивают опрос общественного мнения: оперировать больного или лучше позвать бабку-знахарку читать над ним заговоры?

Снимок экрана 2018-10-21 в 14.43.26.png
Еще один пример перекладывания отвественности из фейсбука ЦОДД — на самом деле такие места нуждаются в редизайне

В Москве ДТП каждый год уносят по пятьсот человеческих жизней. Специалисты ЦОДД, ответственные за организацию дорожного движения, знают, как это остановить. Но вместо того, чтобы спасать человеческие жизни, вооружившись научным знанием, они делают то, что и обычно — перекладывают ответственность на потенциальных жертв.


Автор — Анастасия Ромашкевич. Оригинал поста. Фонд «Городские проекты» первым в России объявил кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил и организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства. Помочь кампании:


Сбор регулярных пожертвований в Казань
Собрано 500 из 10 000 рублей
Допустимая скорость в городе
Текущий проект

Основная причина аварий на дорогах — скорость. В странах, где скорость в городах ограничена 50 км/ч, а в жилых зонах даже 30 км/ч, уровень смертности от дорожно-транспортных происшествий в 2—4 раза ниже, чем в России. Максимальная пропускная способность городских улиц достигается при скорости 40—50 км/ч. Она же является предельной для выживания пешехода, велосипедиста при столкновении. Нет никаких причин откладывать принятие закона об ограничении скорости в городах до 50 км/ч. Однако пока всё плохо

Сбор регулярных пожертвований в Казань
Собрано 500 из 10 000 рублей

Еще статьи на эту тему