Улица Маршала Бирюзова ждёт перемен

January 14, 2020

В конце октября 2019 года на улице Маршала Бирюзова дважды подряд были сбиты на дороге дети.

В целом, этот участок улицы является проблемным с точки зрения безопасности движения: ежегодно здесь происходит 5–7 ДТП, как автомобильных, так и с участием пешеходов, иногда со смертельными исходами.

ДТП с участием пешеходов за 3 года, по данным https://dtp-stat.ru/moskva . Обведенные контуром — смертельные ДТП.

Анастасия Брюханова, муниципальный депутат района Щукино:


Узнав из СМИ про аварию, я в этот же день принялась выяснять подробности, ведь если происходит авария — значит, что-то с улицей не так. В ГИБДД я нашла небезразличную сотрудницу, которая рассказала о месте и обстоятельствах аварии. К сожалению, на устройство улицы повлиять она не может.Зато можем попробовать мы, иначе дети и взрослые продолжат калечиться и погибать. Я попросила «Городские Проекты» разработать план мероприятий, который соответствует принципам «Ноль смертей», реализации которого буду добиваться у себя в районе.

Городская улица — это часть общественного пространства города, она должна быть комфортной и безопасной для всех участников движения. Улице Маршала Бирюзова пришла пора меняться.

Рассматриваемый участок улицы проходит через жилой район с активным пешеходным движением: здесь расположено множество магазинов и сервисов. Психологически люди чувствуют себя здесь более безопасно и перебегают улицу, сокращая путь от дома до магазина и обратно. При этом скорость движения транспорта по улице Маршала Бирюзова слишком высокая и не соответствует ритму жилого района. Контраст скорости движения транспорта и характера района приводит к многочисленным авариям и ДТП. На схеме обозначены все проблемы (наведите на картинку, чтобы рассмотреть подробнее):

Дополнительным фактором, повышающим опасность перехода улицы Маршала Бирюзова, является плохая видимость, в частности, из-за плохого освещения.

Решения

Проект подразумевает не просто размещение пешеходных переходов в наиболее популярных точках пересечения улицы. Это целый комплекс мер, направленный на то, чтобы устранить противоречие жилой район / скоростная дорога как главную причину возникновения ДТП. На схеме обозначены все проектные решения (наведите на картинку, чтобы рассмотреть подробнее):

Все участники движения должны быть заметными друг для друга, а приоритеты движения отрегулированы таким образом, чтобы каждый мог двигаться комфортно и безопасно для себя и окружающих.


Основные принципы новых пешеходных переходов

Основной принцип безопасности движения на дороге заключается в том, что пешехода должно быть видно автомобилисту, и наоборот. Оборудованного даже светофором перехода часто недостаточно для того, чтобы безопасно пересечь дорогу. В зависимости от скорости движения транспорта, видимости, ширины и геометрии дороги и тп. необходимо принимать дополнительные меры для обеспечения комфортного пешеходного движения через улицу. Все пешеходные переходы (как новые, так и существующие) на рассматриваемом участке мы предлагаем:

  • оборудовать светофорами

Нерегулируемые пешеходные переходы на улице с 2 полосами в каждую сторону небезопасны в силу ограниченных условий их видимости.

  • оснастить островками безопасности со знаками объезда на невысоких столбиках

Островки безопасности необходимы для того, чтобы пешеходы могли переждать наплыв автомобилей или дождаться разрешающего сигнала светофора, переходя улицу. Поскольку широкие улицы переходить достаточно сложно, а водители не всегда пропускают пешеходов, такие островки спасают значительное количество жизней.

  • выделить контрастным освещением

Существующего освещения по улице Маршала Бирюзова в вечернее/ночное время недостаточно, чтобы автомобилист мог заметить переходящего дорогу пешехода. Необходимо сделать переходы заметными.


Кроме этого, мы предлагаем сделать комфортные подходы к переходам со стороны тротуара улицы и жилых дворов — переходы должны быть одинаково комфортными для всех групп населения, включая и мам с колясками, и маломобильных пешеходов.

Где будут располагаться новые пешеходные переходы

1. Переход по линии тротуара улицы Народного Ополчения. Переход, необходимый, чтобы пешеход мог беспрепятственно продолжать движение по улице Народного Ополчения.

2. Переход у дома 20к1. Здесь часто перебегают дорогу — тут продуктовый магазин и проходы к жилым дворам.

3. Переход в составе пары автобусных остановок «улица Маршала Конева». Пешеходный переход рядом с остановками необходим для обеспечения безопасности пассажиров общественного транспорта. Переход предлагается разместить в 5 метрах перед каждой из остановок.

4. У дома 35к1. Переход необходим для повышения безопасности на пути движения школьников к Курчатовской школе. Кроме того, в данной зоне сконцентрировано множество магазинов и сервисов, что провоцирует пешеходов пересекать проезжую часть на пути к своим целям.

5. Четвёртый переход на перекрёстке с Проектируемым проездом №3808. На этом перекрестке есть только три перехода, но нет четвёртого — ведущего к скверу. В результате, пешеходам приходится пересекать дорогу трижды или… перебегать её.

6. Третий переход на перекрёстке с улицей Расплетина. Для удобства пассажиров общественного транспорта необходимо добавить дополнительный переход через улицу Маршала Бирюзова на пути движения от остановки «52 городская больница» (в сторону ул. Народного Ополчения).

7. Переход у ТЦ «Пятая Авеню». В настоящее время переход к ТЦ «Пятая Авеню» предусмотрен только рядом с улицей Расплетина. Для пешеходов, подходящих к ТЦ с другой стороны (с площади Академика Курчатова) это неудобно. В связи с этим предлагается обустройство нового пешеходного перехода в зоне у домов 41 и 43.

8. Переход у Курчатовской школы (через ул. Маршала Конева). В зоне существующего перехода у Курчатовской школы были зафиксированы два случая ДТП с наездом на пешеходов. Дети переходят улицу непредсказуемо, поэтому переходы рядом со школами должны быть максимально заметными автомобилистам. Это снижает риск непредвиденных ситуаций. Проектом предлагается приподнятие перехода, что подчеркнет приоритет пешеходов и заставит снизить скорость движения транспорта. Также необходимо предусмотреть устройство контрастного освещения, чтобы сделать переход максимально заметным.


Остановочные карманы как причина скоростного движения транспорта по улице

В настоящее время автобусные остановки на улице Маршала Бирюзова расположены в карманах. В результате, личный транспорт может двигаться по дороге беспрерывно и с высокой скоростью — у него нет никаких помех для быстрого движения. Автобусам же приходится пропускать автомобильный поток, чтобы отъехать от остановки.

Водители часто нелегально паркуются на въездах и выездах из карманов, ограничивая видимость и создавая автобусам дополнительные помехи. Пассажирам это тоже доставляет неудобства: автобус не может подъехать к тротуару вплотную, и людям приходится запрыгивать в автобус, либо выходить на проезжую часть, чтобы зайти в него.

Более того, обустройство карманов приводит к увеличению расстояния между остановкой и переходом.

Мы предлагаем отказаться от размещения автобусных остановок в карманах. Новые остановки будут размещены вплотную к выровненной полосе дороги. Такое решение заставит водителей личного транспорта снизить скорость и внимательнее следить за движением на проезжей части. Организация пешеходных переходов к остановкам станет более компактной. Это обеспечит комфорт как пассажирам общественного транспорта, так и водителям, для которых появление пешехода на проезжей части становится предсказуемым (остановился автобус — значит, сейчас пойдут пешеходы).

Атмосфера жилой улицы

Улица Маршала Бирюзова расположена в спокойном жилом районе, однако скоростное движение транспорта по ней создает ощущение психологического и физического дискомфорта. Среда жилой улицы должна быть дружелюбной к пешеходу и жителям района.

Для этого мы предлагаем создать буферную зелёную полосу шириной 1,5–2,5 м и высотой не более 0,5 м между проезжей частью и тротуаром. Такое решение сделает улицу зелёной и вернет ей атмосферу жилого пространства.

Приоритет пешеходов

Чтобы подчеркнуть приоритет пешеходов на улице Маршала Бирюзова, мы предлагаем сделать въезды во дворы на уровне тротуаров. Это физически ограничит возможность заезда на высокой скорости, а также психологически расставит приоритеты движения по улице.

Площадь в зоне выходов из станции метро «Октябрьское поле»

Сейчас у станции метро «Октябрьское поле» на проезжей части улицы Маршала Бирюзова (от ул. Маршала Соколовского до ул. Народного Ополчения) — по 3 полосы движения в каждую сторону. Пространство здесь используется неэффективно: съезды с/на ул. Народного Ополчения осуществляются в одну полосу, образуя узкое «горлышко» с огромным островком безопасности посередине. В другую сторону, начиная с ул. Маршала Соколовского, улица сужается до 2 полос в каждую сторону, что делает такую широкую проезжую часть возле метро бесполезной.

В то же время пешеходные потоки рядом со станцией метро «Октябрьское поле» довольно большие. Зону выходов 1–4 можно рассматривать как ТПУ общественного транспорта с возможностью пересадки с метро на автобус. Здесь же сконцентрировано большое количество сервисов, магазинов и прочих точек притяжения. Существующей площади тротуаров явно недостаточно для комфортного движения пешеходов, при том что пространство тротуара съедается павильонами станций метро.

Мы предлагаем перераспределить неэффективно используемое пространство проезжей части рядом с метро в пользу пешеходов. Тротуар будет расширен за счет третьей полосы движения. Это лучше распределит пешеходные потоки на оживленном участке улицы. В районе появится новое активное общественное пространство рядом с метро.

Компактные перекрёстки

Существующие регулируемые перекрёстки на улице Маршала Бирюзова (с ул. Расплетина и проектируемым проездом №3808) предлагается сделать более компактными за счет изменения их геометрии.

Это решит сразу несколько задач:

  • улучшит условия видимости для всех участников дорожного движения;
  • увеличит площадь тротуаров в зонах скопления пешеходов, ожидающих разрешающий сигнал светофора.
  • обеспечит равномерное светофорное регулирование для выравнивания и успокоения движения, так как длина фазы светофора будет сокращена.

Организация стоянки такси у ТЦ «Пятая Авеню»

В настоящее время вдоль торгового центра расположена полоса парковки «ёлочкой» на небезопасном от автобусной остановки расстоянии (менее 15 м). На улицах с интенсивным движением такой способ парковки опасен. С другой стороны, по наблюдениям, парковка часто используется для остановки такси.

Мы предлагаем организовать на месте существующей небезопасной парковки карман для стоянки такси (с параллельной парковкой), а также разместить автобусную остановку ближе к пешеходному переходу.

Альбом с проектными решениями отправляется в Префектуру СЗАО, управу Щукино, депутату Брюхановой и в ЦОДД.


Над проектом работали:

Мария Головенкина — транспортное проектирование
Иван Калиничев — визуализации
Николай Якубовский — фото.

Сбор регулярных пожертвований в Казань
Собрано 500 из 10 000 рублей
Штаб поддержки муниципальных депутатов
Текущий проект

В Москве и Санкт-Петербурге 350 активных депутатов, которые хотят улучшать свои города. Мы помогли им избраться. Для них мы проводим лекции, отвечаем на юридические и специализированные вопросы, делаем инструкции и методички, разрабатываем и освещаем проекты преобразований районов.

Для усиления и систематизации этой работы мы открываем штаб поддержки, который будет помогать депутатам с продвижением полезных инициатив и рассказывать о работе депутатов. Помимо разработки и продвижения проектов для отдельных районов, мы будем освещать их работы — поверьте, там есть что рассказать.

Сбор регулярных пожертвований в Казань
Собрано 500 из 10 000 рублей

Еще статьи на эту тему