Развязываем узел Рогожской заставы

November 25, 2019

Что такое Рогожская застава?

Площадь Рогожской заставы - это мощный транспортный узел восточной части Центрального округа Москвы, одна из важнейших точек въезда в центр города с восточных окраин и пригородов. Здесь пересекаются две большие транзитные артерии: шоссе Энтузиастов — ул. Сергия Радонежского — ул. Николоямская, выходящая далее на Садовое кольцо и ул. Рогожский вал — ул. Абельмановская — 3-ий Крутицкий переулок, выходящий далее на юг города.



Площадь Рогожской заставы — это крупный пересадочный узел общественного наземного и подземного транспорта Москвы, где пересекаются более 10 автобусных маршрутов, два маршрута трамвая, две линии метро (на станциях «Площадь Ильича» и «Римская») и линии железной дороги Курского и Горьковского направлений. В будние дни пассажиропоток станций метро достигает 64 тысячи человек только на вход!

Исторически площадь образована в результате слияния двух площадей: Рогожской Сенной площади и площади Рогожской заставы, что определило сложный характер её пространственной структуры с множеством прилегающих улиц и перекрестков невнятной формы.

В результате высокая транспортная нагрузка, наложенная на сложную пространственную организацию площади, создает множество проблем, связанных с движением пешеходов и транспорта. Узел работает на пределе своих возможностей и за гранью человеческого понимания. Но мы справились!



Предпосылки

История проекта для этой площади, как ни странно, началась с заявки от автомобилистов, которым неудобно проезжать примыкающую к площади улицу Международная из-за интенсивного нерегулируемого пешеходного потока. Плотный пешеходный поток через улицу затрудняет автомобильное движение к сложной площади.



С этого началось исследование корня проблем транспортного движения на площади, результат которого показал противоположный диагноз: причиной затруднения движения автомобильного транспорта является его полный приоритет над пешеходами.

То есть схема пешеходных потоков не продумана и отдана на саморегулирование, что вызывает нерегулируемые проблемы у автомобилистов.

Результаты замеров трафика на рассматриваемом участке показывают, что плотность пешеходного потока здесь в 8,5 раз выше, чем плотность автомобильного потока. Необходимо менять приоритеты движения.

Проблемы

1) Полный приоритет транспорта над пешеходами

Фактически площадь представляет собой огромную транспортную развязку с полным приоритетом транспорта над пешеходным движением.

Ввиду сложной организации наземного транспорта абсолютно все пешеходные пути вынесены под землю: площадь можно пересечь только через подземные переходы, совмещёнными со входами в метро. Это создает целый ряд проблем:

  • Подземные переходы не оборудованы необходимой инфраструктурой для людей с ограниченными возможностями передвижения
  • Ввиду огромного пассажиропотока переходы постоянно переполнены, движение часто затруднено
  • подземные переходы усложняют и без того сложную (ввиду сложной планировочной организации площади) навигацию. Тому, кто впервые попадает на площадь, сложно сориентироваться, как и куда идти.

Пересечь площадь пешком по земле невозможно ни в одном из направлений.



2) Недружелюбная человеку среда

На площади расположено четыре выхода из метро: два — со стороны ул. Золоторожский вал (один временно закрыт), один — со стороны ул. Сергия Радонежского, один — со стороны ул. Международная. При этом только со стороны одного выхода — выхода №3 по ул. Сергия Радонежского — территория благоустроена.

Выход №2 со стороны ул. Международная ведет пешехода на огромное пустынное огороженное асфальтовое плато перед деловым центром “Голден гейт”, где нет ни лавочек, ни урн, ни даже газона. Чтобы подойти непосредственно к самому комплексу, необходимо пересечь автомобильный проезд и парковку.

Выход №1 со стороны ул. Золоторожский Вал представляет собой узел связи метро с железной дорогой. Выход ведёт на пешеходный бульвар, который (при том, что он пешеходный) также представляет собой пустое пространство без озеленения и благоустройства - здесь даже элементарно нет мест для сидения. Предполагается, что бульвар ведёт пешеходов к станции электрички “Серп и Молот”, однако в конце пешеходное движение прерывается круговым автомобильным проездом. В результате пешеходный кусок бульвара остается бессмысленным и мёртвым. Ввиду отсутствия возможности наземного пересечения площади подход к трамвайным остановкам из метро возможен только через закрытый выход №1, но даже он пересечён проездом и хаотичной парковкой.

В целом качество благоустройства площади (разметка, покрытия, инфраструктура, озеленение) не соответствует современному стандарту качества городской среды.



Совокупность вышеперечисленных проблем площади Рогожской Заставы побудила нас к проекту реорганизации её движения и схемы использования. Возможно ли при такой запутанности транспортных потоков организовать здесь наземное движение пешеходов?

Ключевым фактором, позволяющим организовать наземное движение пешеходов, является фазовая работа светофора и возможность её изменения. С помощью видеосъемки с квадрокоптера мы проанализировали фазовую работу светофоров Рогожской заставы и объёмы движения пешеходных и автомобильных потоков по основным направлениям.

Анализ пешеходных и транспортных потоков через площадь

Данные Яндекс.GPS демонстрируют интенсивность потоков. Огромные пространства площади и бульвар не используются никем.

Анализ фазовой работы светофоров

1 фаза: открыто движение в центр и из центра в область.
Основная фаза движения Сергия Радонежского – б.Энтузиастов – в обоих направлениях — 40 секунд

2 и 3 фазы: открыто только движение в центр.
Следом за ней включается фаза движения только со стороны бульвара Энтузиастов в центр (прямо) и налево на Рогожский Вал – 28 сек., движение из центра перекрывается.

4 и 5 фазы: с юга в центр и в область.
Следующие две фазы — 30 секунд — выпускают движение со стороны ул.Рогожский Вал в центр и область, а также пропускают трамвай. При этом наблюдается конфликт в точке пересечения трамвая и автомобилей, поворачивающих в центр.

Цикл работы светофора составляет 98 секунд. При этом 68 секунд выпускается направление в центр, что почти на полминуты дольше, чем движение автомобилей из центра.

Пешеходного движения такая работа светофора не предусматривает.


Проект

Главной идеей проекта стала организация удобных наземных пешеходных связей по отдельным сторонам площади.

Для этого необходимо решить две главные задачи:

  • вписать пешеходные переходы в схему движения транспорта
  • организовать фазовую работу таким образом, чтобы появилась возможность для наземного пешеходного перехода площади по отдельным сторонам. при этом необходимо минимально растягивая время одной фазы светофора

Основные решения по реорганизации работы световых фаз состояли в следующем:

  • сокращение времени пропуска транспорта в центр со стороны шоссе Энтузиастов
  • увеличение времени выезда транспорта с юга (со стороны ул.Рогожский Вал)
  • увеличение времени выезда из центра
  • время на пропуск трамвая через площадь

В результате, время работы одной фазы светофора увеличилось всего на +5 секунд.


При этом светофор регулируется таким образом, что появляется возможность пешеходного движения по всем основным направлениям, а также уменьшаются пробки по направлению из центра и с юга города в пригороды.

*Единственным возможным местом скопления машин может стать шоссе Энтузиастов (в центр), в районе неактивной промышленной зоны, что исключает какой-либо дискомфорт для людей.

Оптимальные пешеходные пути

Пешеходное пространство было спроектировано так, чтобы обеспечить наиболее короткие пути перемещения пешеходов через площадь, а также наиболее оптимальные пересадки между станциями метро и остановками наземного транспорта.


Площадь перед БЦ “Голден Гейт” как общественное пространство

Узел примыкания улиц Международная и Рабочая к площади предлагается организовать как транспортно-пешеходную зону с ограничением максимальной скорости движения до 20 км/час путем организации средств по успокоению трафика:

  • приподнятые пешеходные переходы
  • сокращение радиусов закругления проезжей части на перекрёстке,
  • мощение проездов брусчаткой


Благоустройство нетранзитных зон сделает площадь более дружелюбной и понятной для пользователей

В нетранзитных зонах выходов из метро предлагается сделать напрашивающееся благоустройство: озеленение (газоны, деревья, кустарники), инфраструктура для отдыха, велопрокат.

Мощение основных пешеходных маршрутов предлагается сделать отличным от мощения нетранзитных зон, чтобы подчеркнуть иерархию использования территории. Это сделает сложносоставную конфигурацию площади более понятной для пользователя.

Также проект предусматривает создание велосипедного маршрута через территорию.



Активация пешеходного бульвара по ул. Золоторожский вал

Существующий бульвар по ул. Золоторожский вал, соединяющий станцию метро со станцией электрички, предлагается превратить в пешеходную зону с возможностью ограниченного подъезда обслуживающего транспорта магазинов и торговых центров.


Над проектом работали:

Дарья Беседина — полевая часть, сбор данных
Наталья Макарова — идея проекта и депутатский контроль
Иван Иванов — транспортная и архитектурная концепция
Андрей Прасол — фото
Елена Мышлякова — иллюстрации
Виолетта Гунина — текст
Ирина Правниченко — координация проекта.



Сбор регулярных пожертвований в Казань
Собрано 500 из 10 000 рублей
Абельмановская застава
Текущий проект

От Рогожской заставы до Воронцовской улицы можно доехать на трамвае — но это, пожалуй, единственная приятная штука, что там есть. Площади у метро «Пролетарская» и Абельмановская застава неприятны и неудобны для людей, да и в трамвай там безопасно войти не получится. Готовим концепцию благоустройства Абельмановской улицы

Сбор регулярных пожертвований в Казань
Собрано 500 из 10 000 рублей

Еще статьи на эту тему