Максим Кац:
Общественный запрос штука важная. Когда дело не касается набивания долларами банковских счетов своих семей и дружков, чиновники вполне себе слушают запрос граждан и стараются в соответствии с этими запросами действовать.
Нет, понятно, что когда граждане запрашивают честные суды, например, то они идут в жопу. Но если гражданам понадобился заборчик около дома, то пожалуйста — хоть 10. Чиновники довольно чутко отлавливают такие запросы и действуют в соответствии с ними. В управах и префектурах Москвы вообще «работа по жалобам» — довольно обычное дело. Приходят деньги на благоустройство, чиновник открывает список пришедших жалоб и выполняет то, что там просят.
Понятное дело, что в нормальной системе координат такая работа называется «на отъебись». Потому что чтобы сделать хороший двор недостаточно выполнить требование самой активной бабушки, нужно пригласить архитектора, спланировать пространство, подумать тщательно, кто и что в нём будет делать, проследить, чтобы всё было сделано так, как архитектор придумал, и всё примерно по такому сценарию.
Но до такой системы работы даже московская мэрия пока не допёрла, не говоря уже о других городах, поэтому имеем дело с тем, с чем имеем: набивание банковских счетов долларами плюс работа по общественному мнению и по жалобам.
В такой ситуации очень опасно, если появляется некомпетентный общественный запрос. Люди ведь не специалисты в транспорте или в благоустройстве, они просто на основании своей житейской логики имеют по разным вопросам позицию. И вот на основании такой логики они могут взять и решить, что трамвай это дребезжащий старый гроб на колёсах и начать требовать его убирать, а параллельно с этим требовать строить огромную эстакаду.
Ведь требующий исходит из своего видения мира — он сам на машине мимо трамвая едет, видит в нём 10 бабушек, рельсы кривые, вокруг них пробка. И кажется очень логичным: а давайте уберём его? Опыта других стран он не знает, среднесрочные и долгосрочные предпосылки для города не оценивает. Однако, возникает общественный запрос.
Или вот троллейбусы возьмём. Едут медленно, тормозят не пойми где, выглядят зачастую старыми, привязаны зачем-то к проводам — нафига вот они нужны с точки зрения не пользующегося ими обывателя? Почему бы не заменить их на маршрутки, которые маленькие и никому не мешают? Или хотя бы на автобус, который такой же, но без проводов? Возникает общественный запрос, который поддерживают многие чиновники, так как они тоже в троллейбусе, разумеется, не ездят.
Экспертов в таких вопросах часто не привлекают, потому что и так же всё понятно — народ просит, чиновники согласны, что тут еще обсуждать?
Городских Дум, где могли бы сидеть настоящие представители жителей, которые в троллейбусах ездят или ездили, или которые пригласят эксперта и попробуют разобраться в вопросе, тоже нет. Там везде сплошное «одобрямс» царит в вопросах, не затрагивающих непосредственно интересы депутатов.
В общем, опасная ситуация получается, система принятия решений так устроена, что может быть легко принято решение снять трамвай или троллейбус в городе, а это огромная градостроительная ошибка, которая очень дорого обходится городу и очень дорого обойдётся будущим городским властям, которые захотят сделать город удобным для жизни.
В Москве мы очень часто слышим о циркулирующих в департаменте транспорта или в мэрии мыслях о том, чтобы убрать троллейбус из центра. Последний перл был — убрать троллейбус с Бульвара и Покровки, чтобы сделать там велодорожки. Не исключено, что если какой-то такой абсурд будет решено делать, то жители его поддержат (как недавно ещё поддерживали снятие трамваев и строительство эстакад и широченных дорог).
Чтобы попробовать как-то остановить течение этих вредных процессов, Городские Проекты решили создать серию сайтов, где будет собрана вся информация по каждой подобной спорной тематике. Начать решили как раз с троллейбусов и собрали в одном месте все вопросы и ответы, заблуждения, описание, историю и всё остальное: http://trolley.city4people.ru/.