Через 3 месяца Москва впервые за многие годы будет выбирать мэра. Городские проекты прямого участия в выборах не принимают, но внимательно следить за кандидатами будут обязательно. Мы подготовили свою программу, которую хотели бы предложить кандидатам и москвичам на обсуждение. На наш взгляд есть конкретные шаги, которые помогут изменить город и сделать его лучше. Программу мы подготовили по двум частям, которыми занимаемся: транспортная и пешеходная. Сегодня поговорим про первую.
Транспорт
Цель:
Уменьшение времени и повышение комфорта перемещения по городу наиболее рациональным способом
Действия:
1. Передача в департамент транспорта всех функций по планированию строительства транспортной инфраструктуры. Сейчас исторически сложилась абсурдная ситуация: вице-мэр по строительству и градостроительной политике, который курирует собственно строительство, принимает решения, какие развязки и дороги строить. Понятное дело, что у них нет ни транспортной модели, ни профильных специалистов, поэтому большая часть инвестиций в транспортную инфраструктуру имеет негативное влияние на состояние дорожного движения. Это самая сложная задача, которую текущий мэр решить не смог, хоть и хочет.
02. Изменение бюджета города, предусмотренного на развитие транспортной инфраструктуры, в сторону реального приоритета общественного транспорта. Сейчас 55% транспортного бюджета идёт на строительство дорог, причём основная часть на превращение текущих дорог в бессветофорные, на развязки и так далее. В то время, как реально город нуждается в строительстве новых небольших участков дорог для повышения связности всей дорожной сети. Между тем, лишь 20% поездок в городе совершается на автомобиле. Таким образом, финансирование одного автомобилиста почти в 5 раз выше, чем одного пассажира общественного транспорта. Эту ситуацию следует поменять
03. Весь общественный транспорт города должен координироваться одной структурой, управление должно быть централизованно. Сейчас все транспортные предприятия действуют самостоятельно, планируют расписания, занимаются сбором денег, информируют пользователей, собирают штрафы и так далее. Метро само по себе, Мосгортранс сам по себе, маршрутки сами по себе, электрички сами по себе. Нет единого сайта, единой навигации, координации расписаний, единого информационного центра, общей оплаты проезда (кроме Мосгортранса и метро), дизайна самого транспорта. Должна быть единая структура, занимающаяся координацией всего транспорта в городе на оперативном уровне, подобная тем, что есть в крупных городах по всему миру, чтобы для координации отправки последнего автобуса с последним поездом метро не требовался уровень вице-мэра.
04. Вести транспортно-градостроительное планирование для Москвы и области из единого центра. Транспорт всегда планируют для агломерации, несмотря на границы регионов и муниципалитетов. Например, из области в Москву огромное количество людей ежедневно ездит на работу, для адекватного транспортного планирования нужно рассматривать эти поездки вместе с внутримосковскими. Это не совсем компетенция мэра Москвы, но этим вопросом также нужно заниматься.
05. Регулирование парковки. Сейчас парковка зачастую никак не регулируется, и люди паркуют автомобили там, где они физически влезают, мешая тем, кто автомобилем не пользуется. В городе не должно остаться ни одного места, где парковка стихийная. Все места для парковки должны быть размечены и определены, а парковка за пределами разрешенных мест должна быть запрещена. Внутри Садового кольца, а также в местах повышенного спроса на парковку должна быть введена платная парковка, поощряющая краткосрочную парковку, и максимально ограничивающая возможность оставить автомобиль на целый день.
06. Создание рельсового каркаса транспортной системы города. Построение системы рельсового транспорта на базе метрополитена, электропоездов и трамвая, независимой от автодорожной ситуации и обеспечивающей комфортные условия поездки пассажиров. Интеграция всех рельсовых систем друг с другом. Обеспечение всех систем новым, современным подвижным составом. Обеспечение 15-ти минутной доступности к системе рельсового транспорта для 100% населения внутри МКАД. Сокращение среднего времени трудовых перевозок до 50 минут, сокращение заполненности подвижного состава в часы пик до 4 человек на 1 квадратный метр (сейчас более 5, доходит до 6,5); стопроцентное обеспечение подвижного состава системами климат-контроля.
07. Развитие городской электрички. Скорейшее строительство подземных участков линий электропоездов для обеспечения сквозного движения через центр Москвы, а также новых главных путей по всем направлениям.
08. Строительство метро. Ускорение темпов развития метрополитена
09. Скорейшая реконструкция всех трамвайных линий в современный легкий рельсовый транспорт. Нужно заменить рельсы, отделить трамвай от общего движения, сделать хорошие остановки и закупить новый подвижной состав
10. Восстановление демонтированных и строительство новых легких рельсовых систем, в том числе в центре города. В Москве проблема с наземным общественным транспортом: метро развито хорошо, однако оно глубокое и расчитано на длинные поездки. В центре из-за длинных эскалаторов и переходов перемещаться на метро зачастую дольше чем пешком, что приводит к тому, что люди, которым нужно посетить много точек в течение дня, выбирают автомобиль. Необходим комфортный и быстрый наземный общественный транспорт,
11. Маршруток в текущем виде быть не должно. Транспортные компании не должны иметь дело с деньгами и не должны иметь свободу выставлять на маршрут любой транспорт в любое время, это приводит к пробкам и хаосу около станций метро, так как в часы пик пассажиры едут в пяти маршрутках вместо одного троллейбуса, а также приводит к деградации системы общественного транспорта. Как муниципальные, так и коммерческие перевозчики должны являться по сути гаражами, выпускающими исправный подвижной состав установленного класса на разработанные в едином центре планирования маршруты по установленному расписанию. Все средства за работу они должны получать не от пассажиров, а из бюджета – за километраж пробега подвижного состава. Право обслуживания маршрутов должно распределяться на конкурсной основе.
12. Реконструкция контактной сети троллейбуса. В данный момент троллейбусы ездят медленно, так как контактная сеть на техническом уровне 50-х годов прошлого века. Необходима замена спецчастей – стрелок, кронштейнов, перекрёстков, кривых и других участков. Бюджет на это требуется небольшой и времени реконструкция займёт немного, это одно из самых быстрых и эффективных изменений, которые можно сделать с транспортом в Москве. Кроме этого, необходимо повышение связанности троллейбусной сети и улучшение маршрутов, ликвидация оттянутых разворотов, перемещение остановок ближе к центрам притяжения пассажиров, покупка современных троллейбусов с большим количеством сидячих мест (сейчас часто покупается транспорт, где сидений мало).
13. Развитие выделенных полос. Наведение порядка на существующих выделенных полосах – физическое отделение их делениаторами. Введение новых полос там, где это необходимо, повышение контроля за нарушениями на выделенных полосах в том числе с помощью размещения камер в троллейбусах и автобусах, развитие сети экспресс-маршрутов.
14. Массовое развитие велосипедного транспорта. Строительство охраняемых велосипедных парковок у станций метро, железной дороги и трамвайных станций. Создание в жилых микрорайонах мест удобного хранения велосипедов. Создание велопарковок (особенно в зоне учебных заведений), а также внутрирайонных велосипедных дорожек. Развитие системы велопроката.
15. Изменение стратегии дорожного строительства. Вместо строительства широких скоростных бессветофорных магистралей необходимо строить большое количество обычных городских улиц, обеспечивающих связи между районами и уменьшающих перепробеги. Плохая связанность дорожной сети – одна из главных проблем города, вместо усугубления этой проблемы созданием новых разрывов в виде бессветофорных магистралей необходимо строить небольшие мосты, проколы под железнодорожными путями и городские улицы, позволяющие ликвидировать перепробеги.
16. Ревизия проектов реконструкции вылетных магистралей и строительства хорд. Множество фактов, включая опубликованный недавно Городские Проектами доклад независимых экспертов, говорят о сомнительном транспортном смысле проектов реконструкции магистралей и хорд. Необходима независимая ревизия транспортного смысла проектов реконструкции вылетных магистралей и строительства хорд, до результатов ревизии строительство необходимо приостановить.
17. Начало разработки мер по строительству второго (скоростного) контура дорожной сети. В городе нет сети дорог, построенных по современным принципам организации хайвеев: прохождение вне зоны жилой застройки, изоляция от пешеходных потоков и общественного транспорта, редкие съезды, высокий разрешенный скоростной режим, платный проезд для регулирования нагрузки. А такие дороги при относительно небольшой протяженности могли бы взять на себя значительную часть трафика. Вопрос их организации сложный и требует глубокой проработки с тем, чтобы их строительство не затронуло интересы жителей города. Такие дороги нельзя строить по существующей дорожной сети, это должно быть полностью новое строительство с использованием современных подходов и технологий. Однако планирование таких магистралей на перспективу следует начинать уже сейчас, в том числе для защиты землеотвода.
18. Борьба с нелегальными такси. Наведение порядка в сфере таксомоторных перевозок, обеспечение условий для снижения цен официальными перевозчиками такси. Наведение порядка с тарифной политикой, особенно в зоне вокзалов и аэропортов.
19. Демонтаж турникетов в наземном транспорте. Нужно организовать сбор денег с пассажиров общественного транспорта таким образом, чтобы он не замедлял транспорт. В транспорте должны быть валидаторы и тщательный контроль, такой системой необходимо заменить текущую турникетную систему, не имеющую аналогов в развитых странах
20. Реконструкция остановочных павильонов. Остановка должна стать видом общественной зоны, удобной, теплой зимой и прохладной летом. Таким местом, где не будет противно некоторое небольшое время подождать свой троллейбус. Местом, где на голову не будет капать дождь и снег, под ногами не будет луж, а все желающие смогут присесть на удобные деревянные скамейки.
Там, где имеются передаски, нужно сокращать до минимума время, требующееся на пересадку и обеспечить 100% доступность маломобильных групп
21. Транспортно-пересадочные узлы. В местах пересадок между видами транспорта надо создавать удобные для пассажиров транспортно-пересадочные узлы, позволяющие быстро и комфортно спланировать свою поездку и осуществить саму пересадку с минимальными трудностями. Такие узлы должны быть компактными, обеспечивать минимальное время между пересадками, полностью приспособлены для удобства пересадки маломобильных групп граждан. Остановки должны находиться на одном уровне и близко друг к другу.
Подготовка программы: экспертный совет Городских проектов.