Канадские города — не для людей, а для машин, и поэтому люди гибнут

August 19, 2018

За последние два года 93 пешехода и велосипедиста погибли на улицах Торонто. Просто когда шли по делам. Или к доктору. По пути на работу. И вдруг без предупреждения плоть нашла металл. В середине июня велосипедистка погибла напротив Университета Торонто, что лишний раз подтверждает: можно объявлять о чрезвычайной ситуации.

Звучит как репортаж с войны? Ну так и улицы ощущаются таким образом по всему миру. Боязливость проникла в ежедневную городскую жизнь: родители переживают за детей, возвращающихся из школ, офисные работники по три раза осматриваются, прежде чем добежать до кафе, а велосипедисты нервничают, когда велодорожки заканчиваются и они начинают ехать в потоке с более быстрым трафиком. Люди везде на грани.

А тем временем автопроизводители называют свои автомобили «Исследователь», «Спасение», «Свобода» и «Путешествие». Автомобили выглядят как птицы и ракеты и продаются благодаря многомиллионным рекламным кампаниям со слоганами вроде «Рука свободы», «Выбирай свободу» или «Зов приключений». Спустя 100 лет маркетинга мы продолжаем верить (и хотим верить), что автомобиль даёт личную свободу без ограничений.

И поэтому мы спроектировали для них города и улицы. Двухчасовой путь на работу стал обыденностью для людей, которые тратят 22 дня в году, просто чтобы добраться из дома до работы и обратно. Но в то же время, другие ищут способ жить по-новому. Не составит труда перечислить экологические, общественные и медицинские траты от стояния в пробках. Это совсем не свобода. Но идея, что автомобиль — это свобода, несмотря на горы доказательств обратного, настолько убедительна, что сопротивление изменениям весьма яростно.

Картинки по запросу варламов пробки

Некоторые города наносят ответный удар, уплотняясь, пытаясь вдохнуть новую жизнь плотными рядами зданий, создавая сообщества смешанного типа, где можно жить недалеко от работы. Звучит как планирование использования земли, но на самом деле это то, как мы изменяем город — основа качества городской жизни. Если проектировать города по-другому, с правильной плотностью и разнообразием функций зданий, можно будет отказаться от дальних поездок и ходить пешком или ездить на велосипеде.

Но трагический рост смертности пешеходов и велосипедистов в таком городе, как Торонто, самом большом городе одной из самых прогрессивных стран мира, показывает, что сейчас идёт переходный период. Мы добавляем плотности, пешеходов и велосипедистов, но не меняем дизайн улиц, и даже иногда не снижаем ограничение скорости, а ведь это может значительно снизить смертность.

Как заметил Ричард Флорида, канадцы любят критиковать американцев за неспособность снизить количество убийств из оружия — но их собственное нежелание бороться со смертями велосипедистов, вероятно, такое же «а у себя не видишь и бревна», ведь в Торонто люди чаще гибнут под колёсами автомобилей, чем от оружия.

Кто-то скажет, что смерти на дорогах неизбежны — даже если водители соблюдают правила, люди ошибаются, попадают под колёса и погибают, и поэтому нужно с этим мириться. Это не так. Люди всегда будут совершать ошибки — и именно поэтому окружающая среда должна это учитывать. Если кто-то выходит на проезжую часть, будь то ребёнок или пенсионер — они не «заслуживают» смерти. Мы должны проектировать города, зная, что люди ошибаются.

Я теперь менее уверен, чем вы. Мне отказывают на каждом уровне. Я даже своего прогрессивного депутата не могу заставить помочь сделать хоть одну улицу безопасней. Я ещё никогда не встречал такую культуру отказа. Звучит странно, но по ощущениям это как американцы не могут запретить оружие.

Два кардинально разных взгляда сталкиваются между собой. В старой модели, где вождение — ключ к свободе, велосипедисты и пешеходы должны посторониться. Они нахальны, не к месту, и, что хуже, заносчивы. В конце концов, для кого и для чего нужны улицы? Это места, чтобы быстро перебраться дальше. Снижать ограничение скорости, чтобы обеспечить безопасность пешеходов, бессмысленно.

Однако в новой модели улицы предназначены не только для сквозного проезда — это полноправные места, созданные для людей, бизнеса, прогулок и жизни. Именно люди и человеческая активность — главное, что у нас есть. Велосипеды — не только для радикалов и отдыха, а низкие ограничения скорости имеют смысл: они защищают и улучшают качество жизни в городе. Например, в Осло, где машины ездят медленно, просто используют концепцию общего пространства.


Вдохновлённые норвежцами, голландцами и датчанами, урбанисты из Северной Америки пытаются насадить идею о том, что с уплотнением города ноги и велосипед могут стать отличными видами транспорта. Но нужно сделать выбор. Эти две модели основаны на противоборствующих философских предположениях. Попытка их объединить (как делают Торонто и много других городов) продолжит приводить к трагическим последствиям.

Обещания автопроизводителей — это миф, и мы не можем зависать меж двух миров. Пора заново обрести свободу, наше чувство приключений в повседневной жизни, поддерживая пешеходный и велосипедный город. Для этого нужно поддержать полное перепроектирование наших улиц.

«Синие ведёрки» правы в одном: в городах для людей пешеходы не соблюдают правила. Они движутся неформально, с лёгкостью. И это настоящая свобода.


Оригинал. Перевел для вас Михаил Чижов.

Сбор регулярных пожертвований в Казань
Собрано 500 из 10 000 рублей
Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Сбор регулярных пожертвований в Казань
Собрано 500 из 10 000 рублей

Еще статьи на эту тему