Нью-Йорк соперничает с Сан-Франциско по количеству успешно организованных «дорожных диет» — мер, направленных на повышение безопасности и снижение спроса на поездки на автомобиле. «Дорожные диеты» делают улицы удобнее для всех, в первую очередь — для велосипедистов и пешеходов. Мы собрали несколько примеров, как за счёт «дорожных диет» удавалось значительно снизить количество смертельных аварий и травм на дорогах.
Нью-Йорк, Девятая авеню (между 16-й и 23-й улицами)
Цель: безопасная улица для всех
Особенности: одностороннее движение, обособленная велодорожка, велосветофоры, островки безопасности для пешеходов
Результаты: снижение травматизма на 58%, польза для велосипедистов, награда за лучшую программу преобразований
До преобразования Девятая авеню была односторонней 4-полосной улицей шириной 18 метров с парковкой по обеим сторонам без велоинфраструктуры и удобств для пешеходов. После преобразований там остались три полосы для движения автомобилей, но появились обособленная велодорожка и островки безопасности. Для улицы, расположенной в плотном бизнес-квартале, которой пользуются очень активно, такие меры были необходимы.
В итоге на улице стало комфортно всем, а не только автомобилистам, а количество травм снизилось на 58%.
Нью-Йорк, Западная Шестая улица
Цель: успокоение трафика, реакция на смертельные аварии
Особенности: жилой квартал, 4 станции метро, высокая скорость движения
Результаты: снижение скорости, уменьшение количества аварий, повышение безопасности пешеходов за счёт островков безопасности
В ноябре 2009 года после трёх смертей пешеходов на Западной Шестой улице в Бруклине Дептранс Нью-Йорка провёл её исследование. Проблема была в том, что 2,5-километровая улица была приспособлена для скоростного движения автомобилей, и при этом многие люди переходили её, чтобы добраться до расположенных неподалёку станций метро. Это была 4-полосная улица с избыточной пропускной способностью, длинными пешеходными переходами и большими расстояниями между ними, из-за которых люди часто перебегали дорогу.
Разработанное решение помогло успокоить трафик и повысить уровень безопасности. Проектировщики оставили по одной полосе для движения в каждую сторону и сделали дополнительные левоповоротные полосы. Для безопасности пешеходов сделали островки безопасности в местах, где чаще всего происходили аварии.
После принятых мер средняя скорость движения снизилась на 8–12%, превышать скорость стали реже на 30–40% в зависимости от направления, а общее количество аварий с травмами снизилось на треть.
Нью-Йорк, Бульвар Эмпайр
Цель: повысить безопасность и комфорт пешеходов, успокоить трафик, сделать улицу эстетичнее
Особенности: большое количество аварий и частое превышение скорости; школы, коммерческая и жилая недвижимость; островки безопасности; поворотные полосы на перекрёстках
Результаты: на 27% меньше травм в авариях, на 9% меньше аварий в целом
В 2007 году перекрёсток бульвара Эмпайр и Трой-авеню был вторым по опасности для пешеходов в Нью-Йорке. Сам бульвар выделялся значительным количеством аварий вне пешеходных переходов — за 10 лет до этого там погибло 6 человек, а серьёзные травмы получили ещё 33.
Исследования показали, что при имевшихся объёмах трафика 4-полосная улица была избыточна, что приводило к превышению скорости. Вместо двух полос были построены велодорожки. Ширина улицы, которую нужно было переходить без островков безопасности, была более 18 метров. В рамках дорожной диеты были оборудованы островки безопасности, а также сужена проезжая часть на пешеходных переходах.
Количество травм, полученных в авариях, снизилось на 27%, а количество травм пешеходов — на 19%. Помимо этого, стало меньше аварий, а передвигаться по бульвару пешком или на велосипеде стало гораздо удобнее.
Сан-Франциско, Бэй-стрит (между Лагуна- и Филмор-стрит)
Цель: успокоение трафика, безопасность
Особенности: отделённые от дороги парковкой велодорожки, парковка задним ходом
Результаты: превышать скорость стали реже
До преобразования ограничение скорости на Бэй-стрит мало кто соблюдал: при существовавшем ограничении в 40 км/ч средняя скорость движения составляла 54 км/ч. В рамках программы Vision Zero были оборудованы велодорожки, обособленные от проезжей части парковками. Особенность этих парковок — заехать на них можно только задним ходом. Такое решение снижает количество аварий, повышает видимость, даёт больше свободного пространства и успокаивает трафик.
Сужение проезжей части и велодорожка привели к трёхкратному снижению числа водителей, превышающих скорость — с 82% до 27%. Местные жители отмечают, что улица теперь не похожа на прямую на гоночной трассе, а переходить улицу и ехать на велосипеде стало безопаснее.
Сан-Франциско: Валенсия-стрит
Цель: создать инфраструктуру для пешеходов и велосипедистов
Особенности: влияние местного сообщества, требование обособленных велодорожек
Результаты: польза для бизнеса, уменьшение числа аварий, большая велосипедная и пешеходная активность
В 1999 году власти Сан-Франциско под общественным давлением согласились на пилотный проект дорожной диеты на Валенсия-стрит. Жители требовали сделать 3-километровую улицу удобнее для пешеходов и сделать там велодорожки.
Пилотный проект заключался в сокращении количества полос с 4 до 2 (+левоповоротные на перекрёстках), оборудовании велодорожек на освободившемся месте, снижении ограничения скорости с 40 до 30 км/ч и перенастройке светофоров. Как результат, пропускная способность не снизилась, при этом стало больше пешеходов и велосипедистов (причём последних — аж на 144%). Количество аварий снизилось на 20%, а аварий с пешеходами — на 36%.
Мы в Горпроектах сейчас работаем над концепциями дорожных диет для двух московских улиц, на которых часто происходят аварии с пешеходами. Мы покажем, как несложными решениями можно значительно улучшить дорожную обстановку.