В конце прошлого года региональные отделения «Городских Проектов» внесли поправки в проекты 20 муниципальных бюджетов страны, о чём мы неоднократно писали.
Часть городов даже назначила приём поправок на самый последний момент, за неделю до нового года. Это явно было сделано, чтобы уменьшить число желающих повлиять на распределение бюджетов. Поэтому работа над поправками в некоторых отделениях шла буквально до последних дней декабря, и мы не успели рассказать об этом в прошлом году. Исправляемся и рассказываем про ещё четыре города, где наши сторонники вместо того чтобы готовиться к встрече нового года, думали, как исправить бюджет.
Новокузнецк: смещение приоритетов
Бюджет города Новокузнецка страдает от всех недостатков прочих российских городов: непонятные статьи расходов, отсутствие конкретики, ненужные затраты. Глава новокузнецких Горпроектов Денис Шакин выступил перед депутатами и горожанами, предложив сместить приоритеты развития.
Новокузнецк — один из самых грязных городов России, но при этом в нём очень слабо отлажена система мониторинга вредных выбросов. Наше отделение предложило сделать эти данные доступными для всех желающих, обеспечив передачу показателей постов по наблюдению за воздухом в Интернет.
Другой акцент мы сделали на расширении возможностей горожан без автомобилей. Несмотря на транспортную реформу, которая должна была улучшить ситуацию с общественным транспортом, городской электротранспорт пребывает в плачевном состоянии: трамвайные пути убирают, троллейбусный парк практически не обновляется. Поэтому мы посчитали необходимым выделить финансирование для повышения зарплат работников электротранспорта, а также вернуть трамвайные пути на одну из главных артерий города — проспект Курако.
Современный город не может существовать без выделенных полос для велосипедов. Но это касается не только их — всё большую популярность среди горожан получают электросамокаты, гироскутеры и прочие современные способы передвижения, которые также могут использовать велодорожки. Мы предложили расширить финансирование строительства выделенных велодорожек между районами города.
Коронавирусный кризис серьёзно ударил по городским финансам, оставив в них гигантскую дыру. Поэтому логичными стали предложения отказаться от покраски деревьев и бордюров, прекратить закупать однолетние растения для городского озеленения в пользу многолетних, исключить многократный покос травы и отказаться от финансирования городской газеты «Новокузнецк».
В итоге мы оказались вообще единственными, кто на общественных слушаниях предложил хоть какие-то поправки в городской бюджет. Посмотрим, воспользуются ли городские власти нашими рекомендациями в 2021.
Тюмень: внедряем «Ноль Смертей»
Не во всех отделениях участие в обсуждении бюджета давалось легко. Тюменскому — точно непросто. О слушаниях узнали всего за три дня до проведения — чиновники дату широко не освещали, отслеживать нужно было на портале с нормативными документами. Отделение параллельно вело кампанию по многострадальной улице Мельникайте. Однако кое-что сделать всё же удалось.
Один из участников тюменских Горпроектов Аркадий Каюгин регулярно пишет связанные с благоустройством запросы в администрацию. За год у него собралось несколько расплывчатых ответов, сводящихся к «Если будут на следующий год деньги — непременно сделаем». Аркадий сохранил ответы, дождался обсуждений бюджета и ещё раз направил информацию о проблемных переходах — на этот раз единым списком.
С двумя диагональными переходами на улице Орджоникидзе пока придётся еще повременить: чиновники заявили, что стандарт их обустройства находится на доработке в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Впрочем, в других городах такие переходы успешно обустраивают, а с 1 апреля 2020 года для них введено новое обозначение — не полностью стандартной «зеброй», а прерывистыми линиями по границам. Так что это выглядит как банальное нежелание что-то делать.
Впрочем, есть и несколько побед: в районе дома 2 по Коммунистической улице появятся переходы, на Таврической, 9 установят парковочные столбики, а рядом с улицей Клары Цеткин, 59/1 будет остановка общественного транспорта. Работы планируют провести в ходе исполнения бюджета.
Ещё одна возможность направить предложения появилась у нас перед заседанием тюменской городской Думы. До заседания профильной комиссии можно было направить предложения по отдельным программам, определяющим распределение бюджетных средств.
Мы направили предложения по программе совершенствования дорожно-транспортной сети на ближайшие три года. Кроме этого, мы указали на проблему с заборами: как и в других городах в России, в Тюмени часто ставят заборы там, где новая редакция ГОСТ этого не требует. Мы отметили, что целевые показатели в рамках программы не отвечают принципу «город для людей», сформулированному в программе комплексного развития транспортной инфраструктуры города Тюмени на период с 2018 до 2040 годы. Принятые показатели не учитывают связи развития общественного транспорта и велосипедного движения с разгрузкой дорог. Поэтому показателей по снижению загруженности достигают неверными методами — за счет строительства развязок и расширения «бутылочных горлышек». Новые критерии для программы будут принимать только в 2023 году, но мы уже сейчас указали на необходимость выработки таких видов оценки.
Дальше работать с бюджетом планируем через программы инициативного бюджетирования. Разрабатываем проект уличных питьевых фонтанчиков, обсуждаем, нужен ли Тюмени городской огород и планируем помочь с участием в программе компании, которая занимается в Тюмени установкой боксов для раздельного сбора отходов. Работу приемщику сильно осложняет территориальная схема обращения с отходами: боксы нельзя ставить на контейнерных площадках, а найти место во дворе с соблюдением надлежащего расстояния от дома не всегда удается. Участие в прогармме инициативного бюджетирования позволит установить боксы на территории муниципалитета.
Тверь: маломобильные люди и велосипедисты вне поля зрения властей
Команда Городских проектов в Твери внимательно изучила вынесенный на слушания проект бюджета и рекомендовала серьёзно его улучшить.
Во-первых, мы предложили увеличить финансирование инфраструктуры для маломобильных горожан. Твери срочно требуются серьезные вложения в обустройство плавных съездов с тротуаров, безопасных пешеходных переходов, пандусов, аппарелей и починку битых тротуаров. Сейчас на это выделяется всего 162 тысячи в год, сумма, которая в сотни раз меньше бюджета на ремонт автомобильных дорог.
Во-вторых, мы посчитали важным выделить финансирование на развитие городской велоинфраструктуры — мэрия про неё забыла вообще. Из-за отсутствия инфраструктуры тверские велосипедисты подвергаются необоснованному риску — за последние пять лет произошло 108 аварий с велосипедистами, одна из них оказалась смертельной. Такое пренебрежение безопасностью и здоровьем горожан недопустимо, поэтому выделение средств на эту программу мы посчитали ключевым.
Чтобы администрация не смогла ответить, что средств на направления выше нет, мы предложили взять финансирование из сокращения расходов на информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления, на которые сейчас заложено 19,4 миллионов рублей. Мэрия должна и заботиться о безопасности и комфорте горожан, а не освещать свою деятельность за бюджетный счёт. Тогда она и получит признание со стороны жителей Твери.
Ростов-на-Дону: борьба за безопасную пешеходную среду
Ростов — это уже степь. В городе много пыли, но уборка тротуаров предполагает только устаревший вариант «мытье из шланга», и только прилегающих к дорогам территорий. Мы предлагали уделить большее внимание уборке пешеходных зон, которых в центре стало за последние годы больше, и заложить средства на влажную уборку тротуаров.
Кроме того, в городе остро стоят вопросы безопасной городской среды. Мы предложили выделить деньги на то, чтобы продублировать зебрами подземные переходы на одной из главных улиц в центре — Большой Садовой. Несмотря на то, что благодаря советским мозаикам подземные переходы у нас имеют художественную ценность, пользоваться ими не всем удобно. Оборудование, которое должно помочь людям с ограниченными возможностями спускаться и подниматься всё время находится в нерабочем состоянии, а на ночь его вообще закрывают. Продолжая ту же логику, мы предложили отказаться от запланированных строек надземных переходов в разных частях города в пользу безопасных наземных.
Также мы обратили внимание властей на то, что даже в центре многие улицы плохо освещены, несмотря на заложенные ежегодно в бюджете 315 миллионов рублей. На улицах Лермонтовская, Журавлёва, Катаева, Социалистическая, по вечерам чувствуешь себя неуверенно. Поэтому мы посчитали, что стоит увеличить бюджет на эту статью расходов, ведь качественное освещение улиц способствует безопасности.
На большинство наших поправок ответы были в форме отчёта — как сейчас это делают, сколько запланировано бюджетных средств. Отказ от наземных переходов был мотивирован устаревшим понятием, что единственный способ сделать движение безопасным — максимально разделить участников движения, желательно отправив часть из них под землю, «в связи с увеличивающейся автомобилизацией». Единственный ответ, который можно расценить как диалог — обещание направить запрос в Ростгорсвет насчёт плохого освещения улиц.
Мы однако не собираемся сдаваться и продолжим бороться за комфортную среду в городе. В наших ближайших планах — продолжение кампании против проектов, ухудшающих положение пешеходов на дорогах. Мы будем продолжать взаимодействовать с администрацией для установки наземных переходов на Большой Садовой, а также показывать все минусы планируемого надземного перехода на Привокзальной площади.