5 марта 2018 года власти Иркутска открыли надземный переход у остановки «Курорт Ангара». Активисты нашего местного отделения провели небольшое исследование этого перехода и подводят итоги его существования за прошедшие 3 года.
Скриншот Яндекс.Карт
В 2016 году администрация города Иркутска объявила о планах построить надземный пешеходный переход на улице Боткина — возле остановки «Курорт Ангара». Здесь проходит одна из основных магистральных улиц города, а на остановке останавливаются почти 40 маршрутов автобусов. При этом сам участок улицы односторонний, к северу от улицы Боткина находятся многоэтажные дома, а к югу — спорткомплекс, гостиница и парк.
Переход после открытия. Фото: Иркутский блог.
В 2018 году переход с отставанием от сроков открыли, а потом ещё несколько месяцев всё доделывали, на строительство потратили 20,5 млн ₽. Депутат госдумы РФ Сергей Тен так описывал состояние перехода после открытия:
«…сварка плохо сделана, арматура торчит, неудобный лифт для маломобильных групп»
Летом обнаружилась другая проблема: оказывается, если делать переход из материалов, которыми покрывают теплицы, в нём будет жарко, как в теплицах! Срочно стали делать окна: просто вырезали куски обшивки. Теперь зимой в переходе так же холодно, как и на улице.
С момента открытия лифт постоянно ломался и его постоянно чинили. Старый наземный переход постоянно то убирали (на время ремонта лифта), то возвращали. В последний раз администрация города вернула его в конце 2020 года.
Само состояние перехода скорее напоминает декорации к какому-то фильму про неблагополучные районы.
Много граффити, грязные потёки внутри поликарбоната.
Все перила в пыли.
Некоторые светильники выбиты.
Как заявлял мэр города Иркутска Дмитрий Бердников, главная цель возведения этого перехода — обеспечить безопасность пешеходов, второстепенная цель: улучшить пропускную способность транспортного узла. То есть поставили 2 цели: безопасность пешеходов и эффективность транспорта на улице. Давайте посмотрим, что из этого получилось.
Безопаснее для пешеходов не стало. На Карте ДТП можно посмотреть два периода: с 2015 года до открытия надземного перехода и после его открытия.
До открытия надземника на улице не было ни одного ДТП с пострадавшими пешеходами, а сразу после открытия травмы получили три пешехода!
Причём после строительства небезопаснее стал и старый наземный переход, который то убирали, то восстанавливали. Мы предполагаем, что это происходит из-за того, что видя надземный переход, водители ускоряются и становятся менее внимательнее, не ожидая увидеть сразу за ним наземный. Ещё одной причиной может быть путаница со знаками и разметкой: то знаки убирали, а разметку оставляли, то наоборот. Кстати, сейчас разметки тут нет.
Большая проблема и с видимостью пешеходов: тут четыре полосы для движения, а также большой карман — в нём в два ряда останавливаются автобусы. Водители не видят пешеходов из-за сугробов, автобусов на остановке и других машин. Здесь очень опасно переходить.
Ещё в этом месте очень часто пассажиры падают и получают травмы. Автобусы здесь очень резко тормозят, поворачивают и газуют — и это приводит к таким последствиям.
Вероятно, это происходит из-за хаотичной организации остановки: автобусы друг друга подрезают, останавливаются во втором ряду. При этом тут формально есть автобусная полоса, которую вообще никто не соблюдает: очень часто здесь можно увидеть нарушителей на личных авто, которых автобусам приходится объезжать.
С транспортной эффективностью тоже не получилось: преимущество в движении общественному транспорту не обеспечено, так что провозная способность улицы не выросла. Весь транспорт как стоял в пробках, так и стоит.
В итоге ни одна из целей, ради которых создавался переход не достигнута и 20 млн ₽ были потрачены зря. Их можно было потратить куда эффективнее и с пользой: в городе полно опасных пешеходных переходов, которые нужно делать безопаснее. Например, на потраченные на один надземный переход деньги можно было бы:
- сделать освещение на 400 наземных переходах;
- сделать 20 переходов со светофором;
- установить 330 островков безопасности;
- поставить 200 искусственных неровностей.
Иркутские Горпроекты провели предварительные исследования на участке и определили главные проблемы:
- Переходов через улицу мало и они расположены не на кратчайшем для пешеходов пути, сами переходы некомфортные и небезопасные.
- Остановка общественного транспорта организована неправильно, автобусы подрезают друг друга и останавливаются во втором ряду.
- Общественный транспорт не имеет преимуществ на участке и теряет много времени на простой в пробках.