Как освещение гибели пешеходов в прессе обезличивает жертв и оправдывает водителей

8 июля 2018 г.

В докладе, опубликованном Университетом МакЮэна, Хизер Магусин (Heather Magusin), проанализировала 71 заметку, в которых освещалась смерть десяти пешеходов и велосипедистов в канадском Эдмонтоне за 2016 год.

Она разработала концепцию, которая поможет понять, почему смерти на дорогах, которые можно было бы предотвратить, называются «несчастными случаями». Вот типичные моделей обезличивания погибших пешеходов и замалчивания опасного вождения, которые она вывела, изучая СМИ.

Использование страдательного залога

СМИ склонны использовать страдательный залог, сообщая о трагедиях на дорогах. Например: «Пешеход был сбит машиной». Только три из 71 изученного ею заголовка использовали активный залог.

Использование страдательного залога, как пишет Магусин, дистанцирует водителей от случившегося И это оказывает влияние на то, как люди воспринимают гибель пешеходов и кого считают ответственным.


Занижение роли водителей

В результате использования пассивного залога понятия «автомобиль» и «водитель» существуют как бы порознь. Вина за смерть человека перекладывается с водителя на его транспорт.

В 33 сообщениях из 71 именно машина оказывалась причиной ДТП. В других 24 случаях авторы вообще не упоминали об автомобилях и водителях — они были замещены пассивным залогом.

По словам Магусин, даже в тех случаях, когда нетрезвый водитель сбил пешехода, он не был напрямую связан с глаголами, обозначающими смерть.

Слово «сбит» появляется в 23 сообщениях, но почти никогда в контексте того, что виновен именно человек за рулем. В таком смысле слово «сбит» появилось лишь в двух новостях.

Обезличивание жертвы

В 42 сообщениях о смертях не сообщалось ничего о личности жертвы ДТП. Еще в 18 статьях единственной деталью, которая хоть что-то давала понять о человеке, был его возраст. Только в 8 заголовках использовались эпитеты. Например, «красивая девочка» или «всегда счастливая».

Жертвы, описанные наиболее подробно, Магусин называет «идеальными», имея ввиду, что погибшие воспринимаются как беззащитные и совершенно невинные ввиду своего юного возраста и женского пола.

Магусин подытоживает: «Смерть пешеходов преподносится как отдельно взятые несчастные случаи, вырванные из контекста подобных ДТП, которые происходят повсеместно. В них не учитывается человеческий фактор, а водители, благодаря используемому в новостных сообщениях языку, остаются на дистанции от случившегося». Далее она пишет: «С лингвистической и психологической точки зрения, это отражает сложившуюся реальность, в которой автомобили важнее пешеходов и их безопасности”.


Исключение: вождение в нетрезвом виде

Есть один тип ДТП, принципы освещения которых отличаются от описаных выше. Нетрезвые водители чаще называются виновниками гибели пешеходов. В двух заголовках из трех, где был использован активный залог, говорилось как раз о таких авариях.

Это вызывает тревогу, но показывает, что существующие нормы могут меняться. У одной местной газеты, Metro Edmonton, теперь есть правило — использовать активный залог в заголовках о ДТП, где фигурируют велосипедисты и пешеходы. Магусин приводит это как пример того, что сторонники более справедливого подхода к описанию ДТП имеют шанс сместить угол подачи в новостях о гибели пешеходов в сторону большего сочувствия жертвам.

Перевела Анастасия Ромашкевич, взято отсюда.

/uploads/image/donate_POLOSKA_50х918_1.jpg

Сбор регулярных пожертвований в Казань
Собрано 500 из 10 000 рублей
Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Сбор регулярных пожертвований в Казань
Собрано 500 из 10 000 рублей

Еще статьи на эту тему