130-й квартал, самое популярное место в Иркутске, — туристический центр с исторической застройкой, магазинами, ресторанами и офисами. При всей его популярности он отрезан от остального города магистральными улицами и не имеет удобных и комфортных подходов. Через одну из окружающих квартал улиц — улицу Седова — нет наземного перехода, только пешеходный мост с лестницами, и тут постоянно перебегают люди.
Пешеходным мостом людям пользоваться неудобно: необходимо подниматься на уровень третьего этажа и спускаться, просто чтобы перейти 15 метров улицы. Во время реновации квартала архитекторы плохо продумали пешеходные подходы, посчитав, что на протяжении 700 метров этого моста с лестницами будет достаточно.
В 2018 году ситуация усугубилась. Во время ремонта улицы по программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги» автобусную остановку «Музыкальный театр» перенесли от наземного пешеходного перехода на улице Серова в бывший парковочный, а ныне — автобусный карман рядом с мостом для пешеходов. При этом тут остались широченные (примерно по 4 метра) полосы, которые делают место одновременно некомфортным из-за шума и грязи, и опасным.
С 2015 года до ремонта улицы здесь не было аварий с пострадавшими пешеходами. В 2019 году, уже после ремонта и переноса остановки, здесь сбили женщину, она осталась жива. А в конце января в этом месте водитель троллейбуса насмерть сбил 18-летнего парня, который переходил улицу под надземным переходом. Это показатель, что не только маломобильным людям неудобно пользоваться внеуличным переходом, но и тем, кого принято считать «молодыми и сильными».
ГИБДД после гибели человека отреагировала как умеет: поставила два знака надземного пешеходного перехода и провела профилактические беседы с пешеходами. Сейчас в инспекции хотят, чтобы город установил здесь барьерное ограждение, как будто это не самое популярное пешеходное место в городе, а загородная трасса. Разумеется, это не поможет: отбойник всё ещё можно будет перелезть или обойти, при этом он побуждает водителей ехать быстрее и быть менее внимательными. Это может сделать улицу ещё опаснее.
Участники иркутских «Городских проектов» написали письмо в администрацию города — они предлагают сделать в этом месте регулируемый пешеходный переход с островком безопасности. В отличие от предложения ГИБДД, это реально повысит и безопасность, и комфорт пешеходов в этом месте, а водители будут более внимательны.
Внеуличные пешеходные переходы — проблема практически всех российских городов. Наши отделения по всей стране решают её, в том числе как в Иркутске — направляя обращения в городскую администрацию, создавая запрос на комфортную городскую среду. Присоединяйтесь к нам в своём городе — сообща можно достичь большего.