Заозёрная улица Омска. Здесь трамвай не ходит с 2007 года. Фото с https://transphoto.org/
В Омске идет разработка нового генплана города. Занимается ей ИТП «Град», который проводит обсуждения с экспертами и жителями и выкладывает в открытый доступ предложения по развитию города. В первых версиях генплана в него заложили трамвайные линии, которые шли вдоль главных магистралей Омска.
Первый проект трамвайной сети во многом совпал с концепцией, которую предложил Омску мировой специалист по развитию городов Вукан Вучик после того, как мы показали ему город в 2014 году.
Однако что-то пошло не так. В июне, после совещаний разработчиков генплана с мэрией, план изменился. Горожанам представили новую версию программы комплексного развития транспортной инфраструктуры: на этот раз без ключевых трамвайных путей.
Источник: Омск-информ
Гендиректор ИТП «Град» Илья Бальцер, комментируя эту версию, обосновал отсутствие трамвайных путей так:
Генплан сегодня не предполагает этапность реализации. Когда нами была предложена максимально широкая сеть трамвайных линий с полным восстановлением существовавшей ранее сети и ее наращиванием в новые районы, мы получили большую критику и от граждан, и от экспертов в части прокладки трамвая по Красному Пути, что потребует сужения этой улицы и уменьшения пропускной способности автотранспорта. Сначала необходимо реализовать мероприятия по строительству сети улиц, на которые может уйти автотрафик с Красного Пути, и после этого строить необходимую линию. Без этой ветки становятся нецелесообразными еще ряд веток, в том числе на Левом берегу и в Нефтяниках.
Чтобы был понятен контекст: улицу Красный Путь расширили с 4 до 6 полос в 2007 году, и проблему пробок это, как обычно, не решило.
Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры в генплане рассчитана до 2040 года, а этапность может быть прописана в материалах по обоснованию. Так что аргумент звучит неубедительно.
Так же посчитали омские активисты и запустили кампанию с требованием вернуть трамвайные пути в генплан под хештегом #Омичизатрамвай. Мы поддерживаем эту инициативу. Мы рассказывали на специальном сайте и на видео, почему трамвай — будущее комфортных городов. В долгосрочной перспективе городу выгоднее трамваи, это признают и проектировщики ИТП «Град».
Кроме возвращения трамвайных путей в генплан, экспертов и активистов тревожит решение по вопросу, где в первую очередь делать соединение Левого и Правого берега.
«По использованию объектов метрополитена в рамках генплана мы не даем конкретных инженерных решений, каким образом использовать существующие тоннели, но предполагаем, что по тоннелям, которые идут по Левобережью, можно запускать легкорельсовый транспорт. Территории метрополитена, мост мы в обязательном порядке используем под скоростной трамвай», — утверждает гендиректор ИТП «Град» Илья Бальцер.
В последней версии генплана разработчики предложили использовать существующие тоннели метрополитена (метро в Омске строили 27 лет и построили одну станцию, это местный мем). Сейчас тоннели затоплены и запуск легкорельсового транспорта возможен, но будет стоить городу значительных вложений. Из генплана тем временем вычеркнули трамвайный путь от Заозерной до Лукашевича, самый бюджетный способ соединить Левый и Правый берега города.
Эксперты составили обращение, где привели аргументы за сохранение трамвайных путей на Лукашевича. Аргументы привели следующие:
- на линии выполнен землеотвод, вынесены все внешние коммуникации/устроены переходы через пути, устроена инфраструктура (подстанции, кабельные линии);
- отсыпано земляное полотно, устроен путепровод с улицы Красный путь, выходы к трамвайной остановке;
- капитально отремонтировано рельсовое полотно на мосту;
- трамвайная линия проработана в прошлом генплане и в ПЗЗ, отведена зона ИТ-2.
По подсчетам инженеров из сообщества «Омичи за трамвай», восстановление этой линии займет всего 500 миллионов рублей. Для сравнения: пару лет назад провели благоустройство Чокана Валиханова и построили подземный переход стоимостью в два миллиарда рублей (про вред подземных переходов мы писали тут).
Известно, что решение о трамвайной сети на Красном Пути, улицам Лермонтова, Гагарина, Интернациональной, Нефтезаводской, Красному Пути, проспекту Мира и Лукашевича будет приниматься по итогам общественных обсуждений на комиссии с участием администрации. Обращения от горожан принимают до 19 июня.
Если в новом генплане трамвайную сеть не заложат, омичам предложат ждать до 2040 года. Поддержите активистов, которые хотят жить в комфортном городе. Мы предлагаем требовать от власти внести в генплан трамваи, писать обращения и активно распространять информацию.
Если вы живете в Омске, подпишите обращение, пришлите его на сайт генплана или мэрии и сделайте пост с хештегом #Омичизатрамвай. Текст обращения — по ссылке. Отправлять сюда:
https://genplan.admomsk.ru
https://www.admomsk.ru/web/guest/reception/questioning
Если вы хотите поддержать омичей, подписывайте петицию:
Петиция — не самый эффективный способ призвать власть к ответу, но привлечь внимание к проблеме помочь может. Вернем трамвай в генплан Омска!