UITP — очень крутая исследовательская и консалтинговая организация, которая собирает и обобщает опыт об аспектах общественного транспорта по всему миру, а также формирует общую базу знаний и создает на ее основе образовательные курсы. Она сейчас сотрудничает с Россией, а Евразийское отделение с центром в Москве было создано еще в 2007 году. В Казани и Калининграде UITP проводит курсы для работников местных транспортных предприятий и органов власти.
В следующем году ожидается много разных курсов, форумов и саммитов, особенно интересны расширенные курсы по каждому аспекту, из те что преподавали нам. Именно этот курс хорошо заточен под менеджеров различных уровней, которые хотят получить или обновить общее понимание специфики работы с общественным транспортом.
О курсе
Курс состоял из трех дней по 3-4 лекции, всего получилось 10 тем:
1. Urban public transport and sustainable development
2. Public transport and the city: integrated policies to achieve sustainable mobility
3. Public transport modes and innovations
4. Public transport regulation and organisation
5. Contractual arrangements between authorities and operators
6. Security
7. Funding and Financing
8. HR & Corporate Management
9. Customer-oriented management and Marketing
10. IT Tools
Как видите, лекции интересные, многоплановые и очень интенсивные, даже на Твитер иногда не хватало времени. В общем, курс не о том, что правильно (такого просто не бывает), а скорее о том, какие варианты сейчас исследованы, об их особенностях, преимуществах и недостатках. А дальше уже пляшите от лавки, то есть от конкретных особенностей задачи.
Здесь важно подчеркнуть следующее: общественный транспорт важен не сам по себе, а тем, что он является непременным атрибутом устойчивого развития города. Собственно, сам общественный транспорт уходит на второй план, отдавая внимание комплексной мобильности, в которой участвует и пешее передвижение, и на велосипеде, и на ОТ, и на автомобиле. К организации мобильности предъявляется требование максимальной эффективности сегодня при условии минимального негативного влияния на будущий потенциал. Это логично выстраивает последовательность модов, где самым первый идет общественный транспорт, а самым последним — личный автомобиль. Отсюда вытекают и все методы работы: права на движения, платные парковки, сборы, мультимодальность и т.п.
Кроме того были проведены два воркшопа, на которых моделировались (с несколькими упрощениями) процессы, возникающих при управлении ОТ.
Первый воркшоп был посвящен правильному выбору основного мода и дебатам между сторонниками BRT и LRT. Здесь вскрылось много интересных нюансов, например, что наличие рельсового транспорта дает +10-15 процентов к числу пользователей.
Второй — проблемам заключения контрактов между представителями власти и бизнеса. При том, что условия были достаточно расплывчатыми, выявились какие-то подсознательные желания каждой из сторон. Например, мы выступая за потенциального частного транспортного оператора, никак не могли предположить, что власти могут пойти на закупку подвижного состава, но при этом потребуют ежегодного лицензирования! А еще нам пытались поставить ограничения на тарифы, при том что сделка проходила по принципу, что все экономические риски мы берем на себя. В общем, транспортная психиатрия такая получилась.
О России
В России другой уровень дискуссий об общественном транспорте, как на бытовом, так и на политическом уровне, намного ниже чем хотелось бы. Об устойчивом развитии не говорит никто, про развитие ОТ — иногда, про выделенные полосы — редко, зато про платные парковки много и со вкусом… это перевернутый мир!
В России крупнейшие транспортные предприятия — государственные, а следовательно несут огромную социальную нагрузку. В какой-то степени, это можно понять, что будут делать тысячи сотрудников Петербургского Горэлектротранса, например, если завтра придет новый директор и, повысив производительность, сократит 30% персонала? Но в действительности, транспортные предприятия должны вести себя как настоящие корпорации из других областей деятельности: содержать достаточный и квалифицированный персонал, создавать корпоративную культуру, продвигать свой бренд.
Само-собой разумеющимся для лекторов является условие прозрачного принятия управленческих решений, грубо говоря — эффективность менеджмента, они об этом даже не говорили. У нас с этим очень-очень плохо.
Также в курсе много раз затрагивалась тема, как продавать те или иные решения политикам с учетом их избираемости, так как именно они в конечном итоге принимают решения. Стоит ли говорить, что у нас это несколько иначе? Тем не менее, надо учиться работать в тех условиях, какие есть. Но опыт UITP здесь вряд ли поможет.
А есть ли что-то хорошее в России? Есть! Проблемы общественного транспорта в наших городах и регионах не кажутся неразрешимыми и даже не представляются исключительными или уникальными. Есть запрос на решение проблем, есть примеры успешного их решения, и появляется все больше людей готовых их решать.